В 1897 году Центральным Статистическим Комитетом МВД Российской Империи, согласно которой доля лиц не зачисленных никаким сословиям, в том числе евреи, цыгане, в общей численности населения Империи составляли 0,8%.
Из-за малочисленности цыган Правительство России не заморачивалось с проблемой образа жизни цыган. Да и в общем уровне преступности и народных волнений в стране шалости цыган в лице гадальщиков, карманников, танцовщиц и контрабандистов существенного значения не имели. Этим занимались все кто мог, не взирая на народность. В отличии других сословий, цыгане каких либо серьезных проблем для Правительства Российской Импермм не создавали.
Образ жизни и промыслы цыган стали проблемой в годы Советской власти, особенно тогда, когда взяли курс на коллективизации деревни и индустриализации.
Цыгане выпали от социума, в среде цыган росла преступность связанная с мелким воровством, мошенничеством, контрабандой и другими нарушениями общественного порядка, которые были связаны нетрудовыми доходами. Попытка сменить образ жизни цыган началось в годы первых Сталинских пятилеток.
Сталинские пятилетки не только изменили социальный уклад в стране, но и резко понизили уровень преступности, покушение на жизнь и имущества граждан. В этих условиях образ жизни цыган уже стал заметной и существенной проблемой для общественной безопасности граждан в стране. При этом они не угрожали государственному строю, не участвовали в политической жизни и в беспорядках против государства.
Кочевой образ жизни вели не только цыгане.
Когда человек не имеет постоянный, общественно принятый источник дохода, то идет на преступление.
Советская власть пыталась решить эту проблему. Но цыгане были всегда в стране малочисленным народом. Они не угрожали общественно-политическому строю, но были помехой для безопасности граждан и их имущества.
По данным переписи населения, в 1926 году в Советском Союзе насчитывалось около 61 тысячи цыган.
Правда, специалисты предполагали, что на самом деле представителей этого народа гораздо больше. Просто не доверяя властям, часто они старались не попадать на глаза статистическим работникам или же выдавать себя за человека другой национальности – грека, румына, венгра, молдаванина и даже русского.
С конца 1920 до половины 1930 гг. в Советском Союзе было создано 52 колхоза из представителей цыганской национальности. Семьям, пожелавшим обзавестись постоянной пропиской, выделялась земля и денежные субсидии в размере 500-1000 рублей для создания личного подворья.
В то время многие цыгане воспользовались финансовой помощью, однако большинство из них кочевую жизнь на оседлую так и не поменяло. Лишь пять процентов кочевников стали колхозниками, да и те не слишком обременяли себя настоящим трудом.
Советские крепостные рабы
Известен случай, когда в артели «Лолы чергэн» (Талицкий сельсовет, Липецкая область), состоявшей из 50 цыган, для колхозных работ нанимались местные жители.
Сами же цыгане на полях не трудились, а выращенный урожай, вместо сдачи в пользу государства, делили поровну между своими. Часто об этом становилось известно вышестоящему партийному руководству, однако оно не реагировало на подобные дела, зная, как неохотно кочевники соглашаются вступать в колхозы.
Правительство пыталось остановить кочевье цыган по стране и посадить их на землю!
Первая в 1936 году!
Были взяты все на учет кочевые таборы и к каждому был прикреплен уполномоченный, который занимался проблемами оседлости своего табора! Им давали дома, скот и прочую живность, выделяли участки земли! Но! Эта затея провалилась, хотя были созданы целые цыганские колхозы!
В 1956 году 5 октября Указ ВС СССР запретил цыганам кочевой образ жизни!
Не сразу, постепенно цыгане перестали кочевать и осели там, где обычно кочевали! Если учитывать многодетность цыганских семей то их численность достигала несколько сот тысяч человек,особенно в южных районах страны!
Зачастую цыгане при рождении ребёнка оформляли его в нескольких регионах под разными именами, записывая на разных родителей. Таким образом на одного ребенка получались сразу от двух до пяти свидетельств о рождении в разных регионах, причём фамилия в каждом значилась своя.
По этим свидетельствам о рождении потом получались паспорта, и один человек имел несколько паспортов. Он мог совершить уголовное преступление в одном районе, переехать в другую область и жить под другим именем.
О том, что человек в розыске, никто не знал, он мог брать кредиты и т.д. Когда уголовные дела всё-таки возбуждались, цыганская община (диаспора - табор) согласованно принимала решение, кого выдать в качестве преступника. Это могли быть беременные женщины или несовершеннолетние подростки и даже дети.
Надеюсь теперь понятно, - почему в Коркино Челябинской области в убийстве таксистки Елены Сарафановой обвиняется глухонемой цыганский подросток, которому не исполнилось семнадцати лет (по другим сведениям - исполнилось семнадцать).
Замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев заявил, что необходимо препятствовать организации замкнутых этнических анклавов в России, где создается благодатная почва для распространения экстремизма и терроризма, по его словам, "это настоятельный запрос общества, не допускать, чтобы членов диаспор в своих целях обрабатывали иностранные спецслужбы и просто международный терроризм.
Свежие комментарии