На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спички - не игрушка

85 849 подписчиков

Свежие комментарии

  • Нина Бакалина
    Всё  идёт  по  плану,    приятно,  что  в  Китае  уважают  нашего   Президента,  а  наш  Президент  считается  лучшим...О безысходности К...
  • Юрий Вахрушев
    БСКО безысходности К...
  • Tatyana Fedotova
    Экономика важнее. Поэтому, объединение Китая с США в противостоянии России возможно вполне.О безысходности К...

Православный блокчейн

В "Новой газете" на редкость удивительная (по своему посылу) статья "Православный блокчейн" с подзаголовком "РПЦ нужно отказаться от вертикальной модели управления". Автор статьи - исполнительный директор Фонда св. Григория Богослова Леонид Севастьянов.

"Третий Рим является церковной концепцией, в которой общинный строй имеет приоритет над любыми «вертикалями власти», иерархией и уставами.

Так, у староверов каждый монастырь и каждая община жили своим уникальным внутренним укладом и распорядком. У каждой общины был свой внутренний устав...

Сейчас, в условиях распада системы «мирового православия», появляется реальный шанс переформатировать церковь в конфедерацию свободных общин, каждая их которых становится самодостаточным центром духовной жизни, которая не встроена в «вертикаль»... Блокчейн - это модель самоорганизации общества, которое не управляется сверху, а распределяет ответственность и принятие решений между всеми своими членами. В православном блокчейне, который выработали старообрядцы, при любой внешней агрессии каждая община становится духовным центром, а с ее уничтожением «центр» легко переплывает по цепочке от «блока» к «блоку», от общины к общине.

В условиях современной РПЦ первое, что нужно сделать для перехода к «блокчейну», - это возродить выборность епископата. В Третьем Риме, у тех же старообрядцев, епископ является представителем народа, а не спускается народу откуда-то сверху. В современных условиях центр духовной жизни находится не в епископе, который такой же член общества, как любой мирянин, а в приходах, монастырях и евангельских группах".


Автор, как не трудно догадаться, - старообрядец и выходец из старообрядческой семьи. При этом фигура весьма близкая к митрополиту Илариону и патриарху Кириллу. После окончания Московской духовной семинарии образование получал в Папском Григорианском университете в Риме (1999-2002, политическая философия) и Джорджтаунском университете в Вашингтоне (2002-2004, международные отношения). Работал политическим аналитиком во Всемирном Банке. В 2009 году американский журнал "Inside the Vatican" назвал Севастьянова "человеком года" (в такие списки часто включаются успешные предприниматели и общественные деятели, не имеющие к Ватикану никакого отношения).



Патриарх Кирилл награждает Леонида Севастьянова орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, 2015 год



А вот он (крайний справа) на встрече ОБСЕ, посвященной проблеме христианофобии, 2011 год

В общем, старовер Севастьянов - персона весьма интересная, способная вызвать массу кривотолков среди нашей православной общественности. Но то, что он пишет, особенно с учетом его близости к упомянутым иерархам РПЦ, - это ого-го. Это то, о чем давно уже пишу я сам, когда говорю о жизненной необходимости и для Церкви, и для русской нации церковно-приходской реформы:

Нашей Церкви как воздух нужна церковно-приходская реформа. А через появление крепких православных общин - один шаг до русского гражданского общества.
https://t.me/terem_teremok/961

Русской Православной Церкви как воздух нужна церковно-приходская реформа, в результате которой община станет главной в ней единицей. Не патриарх, не епископы, но община во главе со священником. И пока этого не произойдет, боюсь, ничего хорошего ждать не приходится.
https://t.me/terem_teremok/2381

А вот из недавнего текста "Православное гетто":

"Важнейшую роль во всем этом процессе [формирования в России крепкой, сплоченной, по-настоящему православной общины] должна сыграть церковно-приходская реформа... Смысл ее простой - главной единицей в Церкви должна стать община, приход со своим священником. А епископат и патриарх - это уже дополнительные структуры, идущие "в нагрузку", с минимальным количеством прав и максимальными обязанностями (просто без них не обойтись в силу того, что Церковь - это организация). Но номер 1 - именно община. С поименным членством. С правом контроля и распоряжения своими финансовыми средствами. И так далее. Такая реформа, с одной стороны, должна четко выделить православных из остальной массы населения (теперь уже с улицы не забежишь в храм покрестить ребенка), а с другой - организовать их в крепкие, независимые, саморегулирующиеся и самоуправляемые гражданские структуры. Благодаря чему этот процесс должен и может стать началом национального русского возрождения. Ибо нация - это когда гражданское общество. А гражданское общество - это когда горизонтальные связи, т.е. всевозможные добровольные объединения граждан на низовых уровнях. Церковные общины - идеальный вариант для современных русских. Другого, по сути-то, и нет. Как еще нам, нормальным русским людям, объединиться в гражданское общество? Я не вижу другого способа".

Короче говоря, статья Севастьянова в "Новой" очень необычная, особенно для православного дискурса (на эту тему у нас не говорят и не пишут, увы). Озвучил бы эти мысли какой-нибудь внецерковный либералишка - одно дело, но тут автор, хоть и не член РПЦ, однако фигура в нашем православном сообществе довольно знаковая.

Меня в последнее время крайне удручает происходящее в РПЦ, тот курс, который она взяла и который приводит к очевидному застою и тупику. Отдельная большая тема, не будем сейчас в нее вдаваться. Однако, вот эта статья дает определенную надежду, что понимание тупика есть и на самом верху нашей церковной иерархии. И более того - есть даже понимание, как из него выйти.

А это из дискуссии к моему тексту "Православное гетто", которая у меня заочно прошла с одним добрым мирянином:

— Да, всё начинается с крепкой церковной общины, как правило. Да вот только учитывая, что в храмы в первую очередь идут люди "сирые да убогие", а также местами с поехавшей кукушкой, социально крепкую общину создать очень сложно. Ибо успешным и талантливым людям скучно с вышеперечисленными, сами эти "сирые да убогие" не сильно будут привлекать в подобную общину и мало что интересного смогут сотворить. Потому и разбегаются все после Литургии по делам, изредка помогая настоятелю по его нуждам. А без общин, искусственно людей в "гетто" не загнать.

— Вот потому-то и нужна церковно-приходская реформа - чтобы отодвинуть "сирых и убогих" на второй план. Нормальному человеку, особенно адекватному мужику, на приходах сейчас действительно тяжело, в окружении баб и бабок, к тому же зачастую чокнутых в той или иной степени. Но если не всё, то очень многое со временем изменится, когда возникнет реальная община, с реальными полномочиями, реальными правами и обязанностями, а не как сейчас, где одна только видимость общего дела. Ведь община - это когда ты ее за свой счет содержишь. Когда твои членские взносы дают тебе право на участие в решении общих вопросов, включая траты общего бюджета. Когда епископ хочет священника перевести в другое место, а община говорит: "нет", и всё, никто уже перевести его не может. Вот когда такая реальная жизнь начнется, когда доступ к Таинствам для не-членов прихода будет закрыт, тогда и сама община изменится, превращаясь постепенно в крепкое, деятельное объединение, заполненное по большей части пассионарными гражданами. В первую очередь, мужиками (ибо с ними сейчас особый дефицит, и в этом корень многих бед). Мужиками, которые денежку платят. И голосуют, как и на что эту денежку тратить.

А обособление нужно. Обязательно. Иначе не будет роста. Когда Церковь - аморфная тусовка, где внутренней жизнью заправляют бабки да тетки, где большая часть прихожан заходит на службу/поставить свечку и через 10 минут или час молча в никуда уходит, где вместо общинной жизни - симулякр, а все решает "начальство", где любой алкаш с улицы может зайти и покрестить ребенка или подойти к Чаше... - в такую Церковь никому и идти не охота. А смысл? Что ты в Церкви, что не в Церкви - на твой статус это никак не влияет. Но попробуйте закрыть двери в храм для всех "внешних" - и это сразу подстегнет людей, вызовет приток верующих, которые захотят стать по-настоящему частью этой Церкви.

А "жить среди язычников", т.е. так, как мы все сейчас живем, - это постепенно и неумолимо растворяться в языческом океане. Никаких благостных перемен для Церкви и страны это не принесет, сколько бы госчиновников не приходило в храмы на Пасху и сколько бы лет в школе не изучали ОПК. Нынешняя жизнь - это тупик для Церкви. И скорое поражение.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх