На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спички - не игрушка

85 859 подписчиков

Свежие комментарии

«Случайные» авиакатастрофы

А может, очевидная политическая подоплёка?

  

В Иране проводят расследование причин гибели в авиакатастрофе иранской делегации во главе с президентом Эбрахимом Раиси. Многие международные эксперты подозревают, что это могла быть не «внезапная» авария, а высокотехнологичная диверсия.

 

Между тем, разного рода схожие «авиаслучайности», обусловленные политическими факторами, происходили в мире не раз.

Так, когда Шахиншах Ирана М.Р. Пехлеви с Шахбану (супругой Фаррах) и руководством Атомной организации Ирана (АОИ) направлялись в Софию в мае 1978 г., самолёт («Боинг») был «случайно» обстрелян ВВС США, примерно над Стамбулом. Никто не пострадал. Но в США знали, что Иран планировал отказаться в пользу СССР от атомного сотрудничества с Западом. М. Р. Пехлеви догадывался, почему произошедшее было не случайностью, но предпочёл не афишировать догадку.

Иранская делегация посетила тогда, в том числе, болгарскую АЭС «Козлодуй», где ознакомилась с работой советских энергоблоков ВВЭР 440/230. Иранцы интересовались также возможностями реэкспорта (через Болгарию) «излишков» урановой руды, поставляемой из СССР в социалистическую Болгарию, и советско-болгарскими научными разработками по обогащению урана, использованию отработанного ядерного топлива. До этого, делегация — тоже во главе с Шахиншахом — побывала в 1972-м в Казахстанском НИИ ядерной физики. Изучила там буквально все технологические процессы, беседуя с ученым института.

Представители иранской АОИ в том же году посетили строящуюся по советской технологии венгерскую атомную электростанцию «Пакш». Был подписан Протокол с ее дирекцией о намерениях по сотрудничеству. Все 4 её блока введены в действие в 1981-85 гг. — уже после свержения иранской монархии.

Кстати, в Болгарии стороны договорились наладить сотрудничество по этим же направлениям, что болгарская сторона, конечно, согласовала с Москвой. Но вскоре Иран оказался в политическом кризисе, приведшем к краху монархии.  

Тот «случайный» обстрел, не исключено, мог быть связан и с активным развитием политического, экономического и даже военно-технического сотрудничества Ирана с СССР. Тегеран даже не раз отказывался разместить в Иране ретрансляторы «Радио Свобода»* и «Голоса Америки»*, нацеленные на СССР. 

Еще в 1962-м в Москве было подписано бессрочное советско-иранское соглашение «О неразмещении на территории Ирана иностранных ракетных баз». Тогда же Тегеран отказался разместить часть американских ракет, эвакуированных из Турции (по договоренности СССР с США об урегулировании Карибского кризиса).

А вот еще один пример того, как поступал с неугодными Запад.

В феврале 1961 г. Ил-18, в котором делегация СССР во главе с Секретарем ЦК КПСС, главой Президиума ВС СССР Л. И. Брежневым, направлялась в Гвинею, добившуюся в 1958 г. независимости от Франции, был обстрелян вблизи алжирского морского побережья двумя французскими истребителями.

Тогда тоже никто не пострадал, самолёт вывернулся из-под обстрела. Но советский МИД выразил протест, назвав происшедшее «отъявленным бандитизмом». Французы, извинившись, заявили, что самолет отклонился, якобы, от курса. Сблизившись «на минимальное расстояние» с воздушным пространством комбинированной базы ВМС-ВВС Франции в Мерс-эль-Кебире — на побережье, тогда французского, Алжира (до 1962 г.). Кстати, только к 1968 году Алжир добился эвакуации этой базы.

В Москве тот предлог отвергли, но эскалацию ситуация не получила. А с Гвинеей было подписано первое соглашение о поставках в СССР бокситов (алюминиевого сырья). Они — с перерывами в середине 90-х- начале 2010-х — продолжаются и поныне. 

Показательна и гибель в авиакатастрофе шведа Дага Хаммаршельда, генсека ООН, в 1961 г. в британской Северной Родезии (с 1964 г. — Замбия). Он участвовал в урегулировании конфликта Египта с Израилем, Великобританией и Францией в 1956 году. Был среди инициаторов ООНовских санкций против режима апартеида в ЮАР, введенных с 1962 года. А в 1960-1961 гг. небезуспешно посредничал в урегулировании конфликта между сепаратистами и правительством Конго, бельгийской колонии до 1960 года.

На заключительные переговоры Хаммаршельд вылетел 18 сентября 1961 г. на шведском самолете SE-BDY в Северную Родезию. Но на подлете к пункту назначения авиасудно потеряло управление и потерпело катастрофу.

Сепаратистов вооружали, финансировали и политически поддерживали корпорации Запада, владея в Конго колоссальными месторождениями урана, цветных металлов, марганца, плантациями кофе, какао, хлопка, сахарного тростника. Так что не в их интересах было прекращение войны в этой стране.  

Но только 50 лет спустя, 17 августа 2011 года, британская The Guardian опубликовала результаты независимого расследования, согласно которому самолёт Хаммаршельда был сбит либо сепаратистами, либо бельгийско-французскими истребителями: они появились вблизи пункта назначения в канун приземления самолета с Хаммаршельдом… 

18 января 1977 г. Джемал Биедич, руководитель югославской Боснии и Герцеговины (БиГ), с супругой сопровождали на Белградский аэродром президента СФРЮ (Югославии) Иосипа Броза Тито, направлявшегося с государственным визитом в Ливию. Обратно в БиГ они возвращались на американском самолёте Learjet 25, но вскоре он внезапно потерял управление и врезался в горы. Биедич с супругой и лётный экипаж погибли. Тито, прервав визит, вернулся в СФРЮ. А ведь Дж. Биедич поддерживал борьбу в Югославии с хорватскими, албанскими, словенскими сепаратистами, выступал за более жесткие меры против сепаратистов, за укрепление единства Югославии. Кроме того, он считался преемником И.Б. Тито.

Причем незадолго до той авиакатастрофы, на Биедича в БиГ были совершены покушения. Террористы смогли скрыться, но выяснилось, что организованы покушения местной албано-хорватской группой, выступавшей за отделение Боснии и Герцеговины, Хорватии и Косово от Югославии. 

Мягко говоря, весьма странным выглядит и крушение в апреле 2010 г., вблизи Смоленска, Ту-154 с президентом Польши Л. Качиньским на борту, направлявшимся на встречу с В. Путиным в Катыни. А ведь тот визит вполне мог обозначить кардинально иное развитие российско-польских взаимоотношений в отличие от нынешних.

 

И вот снова...

Кстати, международные эксперты уже составляют списки «загадочных» исторических авиакатастроф с первыми лицами государств на борту.

Алексей Чичкин
22.05.2024

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх