Одно из побочных проявлений феминизма – он ведет к старению населения.
Александр ОРЛОВ
Больше денег – больше детей
Западные исследователи, занимающиеся вопросами демографии, рушат сложившиеся в последнее время стереотипы.
Мы ведь привыкли, что рождаемость традиционно высока в бедных странах. А там, где население начинает хорошо зарабатывать, мужчины и женщины не очень охотно тратят время и деньги на рождение и воспитание детей. Предпочитают тратить на себя. Население развитых стран по этой причине неизбежно стареет.
Однако в реальности это не совсем так.
Американский исследователь Lyman Stone пишет, что в большинстве человеческих обществ бедность автоматически не означает более высокой рождаемости, а в состоятельных семьях часто наблюдается самая высокая рождаемость. По его данным, когда у американских семей больше денег, они, как правило, рожают больше детей.
Причем даже исторические данные свидетельствуют, что рождаемость в развитых странах падала не по причине индустриализации, а из-за падения уровня дохода населения. Во Франции рождаемость упала за 100 лет до индустриализации, в то время как в Англии, первой стране, прошедшей индустриализацию, рождаемость не снижалась в течение столетия после индустриализации.
Сегодня, вопреки сложившемуся мнению, рождаемость в Африке ниже, чем в европейских или даже азиатских странах, когда они имели аналогичный уровень доходов. И наоборот, когда африканские семьи становятся богаче, у них, как правило, рождается больше детей.
Какая шведская семья – «правильная»
Шведский исследователь Мартин Колк также отмечает, что в Швеции наблюдается положительная связь между доходом и рождаемостью. Мужчины и женщины с более высоким доходом имеют больше детей, чем их менее обеспеченные сверстники, а у самых бедных меньше всего шансов завести детей. Но он заметил другую интересную особенность.
Колк использовал ежегодные шведские налоговые регистры. Он суммировал все пересмотренные доходы шведских мужчин и женщин, рожденных в 40-е, 50-е и 60-е годы в трудоспособном возрасте и сравнил с количеством детей в семье.
Что касается мужчин, то во всех возрастных когортах была совершенно четкая зависимость: больше зарабатывает – больше детей.
А вот у женщин картина иная... Да, у тех, кто родился в 1940-х годах, отсутствие или очень низкий доход (читай – у домохозяек) ассоциируется с наибольшим числом детей. Зато у рожденных позже женщин с нулевым или небольшим доходом была самая низкая фертильность. Не хотели рожать, проще говоря.
По мере роста дохода, количество детей у этих женщин оставалось неизменным – чуть менее 2 в среднем. А любой демограф вам скажет, что такие показатели рождаемости, не обеспечивают замещение населения – оно стареет и страна вымирает. Ну, или замещается другим населением – мигрантами.
Выводы
Разумеется, полностью исключать культурную составляющую нельзя. В исламских странах в бедных семьях детей, как правило, больше, чем в богатых.
Но негативные связи между доходом и рождаемостью лишь частично объясняются культурными особенностями. Новая экономическая реальность такова: дети, которые стоят сегодня очень дорого (обеспечение, воспитание, обучение), становятся роскошью, которую не каждый может себе позволить.
И работающая женщина с высоким доходом не будет в большинстве случаев рожать детей, чтобы не снижать этот доход.
А вот мужчина, который зарабатывает достаточно хорошо, это залог увеличения детей в семье.
Неплохо бы понимать это законодателям, когда они принимают решения в демографической политике страны.
Свежие комментарии