Кирпичом, наверное. Тут наши заклятые партнёры после швейцарского позора взбодриться решили, вытолкав на авансцену очередную «хромую утку», досиживающую на посту главнюка Североатлантического Альянса последние месяцы. Генеральный секретарь Столтенберг таинственным (но твёрдым) голосом сообщил: страны НАТО начали консультации по вопросу приведения ядерного оружия в состояние полной боевой готовности:
«не буду вдаваться в оперативные подробности о том, сколько ядерных боеголовок должно быть в рабочем состоянии, но нам нужно консультироваться по этим вопросам. Блок должен продемонстрировать свой ядерный арсенал всему миру, чтобы послать прямой сигнал своим противникам. Но цель НАТО – это мир без ядерного оружия».
Там много чего ещё сказано любопытного для психиатров, обожающих тупые парадоксы и густой сок мозга пациентов, живущих в нескольких параллельных реальностях, не суть. Из интересного в данной бессмысленной новости можно отметить слишком подробный акцент на растущей ядерной мощи Китая (при чём тут атлантическое НАТО вообще?) и намёк на создание между хитрой Поднебесной, правильной Кореей и коварной Россией некой термоядерной Оси Зла, с которой пора что-то цивилизованному человечеству делать.
Если глубже копнуть, то сразу на свет божий будет выпущен реликтовый спёртый газ из года примерно 1983-го, когда полным ходом пёрла мировая истерика о неминуемом и скором начале Третьей мировой и Последней, стороны проводили как не в себя ядерные испытания, лихорадочно тасовали несущие специальные силы по земле, в небе и под водой, гадали о наличии специальных боеприпасов в космосе. Бодрились, одним словом.
Теперь о чём самозабвенно врёт сивый скандинавский мерин Йенс. Первое: никакой угрозы Россия его драгоценному и хрупкому Североатлантическому Альянсу не несёт, поскольку не Москва встала на путь демонтажа всей системы контроля над смертоносными вооружениями. Находясь сегодня на вашингтонщине, пусть спросит у своих коллег по Пентагону: какого рожна они в 2002 году вышли из Договора по противоракетной обороне (ДПРО), тем самым нарушив тщательно выверенный с 1972-го баланс между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями.
А после этого шага накинули удавку на систему стратегической безопасности России, поставив в Польше и Румынии элементы глобальной ПРО и раннего предупреждения. Если бессмысленному викингу повезёт – пусть встретится с неистовым Доней Фредовичем, и тоже задаст вопрос: зачем тот вышел из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) 1987-го года издания. И только приход к власти самодвижущейся мумии Джо позволил автоматически продлить ДСНВ-3, из которого Трамп тоже собирался выйти. А если констатировать ситуацию с ядерным оружием совсем сухо, то перед миром сияет абсолютный ноль в сфере контроля над подобными системами истребления. И все вопросы нужно адресовать американцам.
Второе. Столтенберг с кем собирается проводить консультации «по приведению в боеготовность» ядерных арсеналов? С Литвой, Эстонией, Албанией, своей собственной Норвегией? ЯО находится в распоряжении всего двух стран, входящих в Альянс: Франции и США, бритиши не в счёт – их протухшие болваны «Трайдент» на подводных лодках типа «Вэнгард» могут быть запущены только в рамках общего оперативного плана применения после согласия (и получения специальных ключей-команд) из Белого Дома и Пентагона.
Последние имевшиеся запасы тактического ЯО покинули Оловянные Острова ещё в 1997-ом, а недавние учения с запуском баллистической ракеты Trident II D5 с атомной подводной лодки чуть не закончилась потешной катастрофой, почти 60-ти тонная чушка немедля рухнула после выхода из шахты рядом с субмариной, едва не прибив министра обороны Соединенного Королевства Гранта Шэппса и Первого морского Лорда адмирала Бена Ки.
Франция. Во-первых, там (согласно «Белой Книге» министерства обороны) вопрос согласования применения суверенного ядерного арсенала Пятой Республики со штаб-квартирой НАТО отсутствует в принципе, поскольку Париж декларирует «неприменение первым ядерного оружия и оставляет за собой право нанести (после последнего дипломатического предупреждения) – ограниченный ядерный удар, дабы сигнализировать противнику о решимости французов нанести дальнейшие ядерные удары, если это необходимо».
Второе: хотя Франция является членом НАТО, её ядерные силы не являются частью объединённой структуры военного управления Альянса. О чём говорят регулярные ежеквартальные учения специальных сил морского и воздушного базирования по собственным графикам и оперативным планам. А все попытки американцев как-то «поженить» подобные маневры с янки заканчиваются гневными отповедями французских военных, у которых из остатков национальной гордости только и остались скоро выходящие в тираж «три комплекта из 16-ти ракет подводного базирования и 54 крылатые ракеты ASMP-A (средней дальности воздушного базирования). На круг – три сотни.
Единственное, что может беззастенчивый врунишка и провокатор Столтенберг привести в боеготовность – так это тактическое ядерное оружие США, размещённое в ФРГ, Нидерландах, Бельгии, Италии и Турции. Речь о свободнопадающих (гравитационных) авиабомбах семейства B61. Если пользоваться данными 2021-го года, когда проводились учения «Стойкий полдень», то арсенал распределён следующим образом: на базе Клейне-Брогель (Бельгия) и немецком Бюхеле хранятся по 20 бомб, базе Волкель (Нидерланды) – 22, на турецкой авиабазе Инджирлик – около 50-ти. Самый большой запас из 70-ти бомб складирован в Италии на двух авиабазах (Авиано и Геди).
Это речь о боеготовых припасах, с уже «протухшими» изделиями, выработавшими все сроки эксплуатации – может быть на круг 240 авиабомб. Из всей линейки данного древнего семейства B61 семи модификаций, в Европе находятся «нестратегические» типа B61-3 и B61-4. Янки давно хотят заменить их на новые изделия B61-12 с новейшей инерциальной системой наведения, приемником спутниковой навигации и комплектами управляемых рулей, дабы бомба стала корректируемой по технологии-схеме JDAM. Но пока не получается по ряду объективных причин, а если начистоту – большинство компетенций попросту утеряны. Тут стратегический арсенал обновить бы.
Так что единственное, что могут «привести в боевую готовность» именно американцы, а не стайка дрессированных пуделей под началом бессмысленного Генсека НАТО – это расширить программу «Nuclear sharing», пресловутые совместные ядерные миссии, когда применение тактического ЯО возлагается на «неядерных союзников». Например (помимо вышеперечисленных стран с наличием В61), в подобных игрищах принимала участие Греция аж до 2001-го года. Принцип действия «Nuclear sharing» прост: американцы готовят специальные экипажи и ставят на боевое дежурство самолёты, способные нести B61. Это «Tornado» ВВС Германии/Италии, F-16 ВВС Турции, Нидерландов и Бельгии. В 2014-ом в учениях «Неизменный полдень» (Steadfast Noon)принимали участие два польских экипажа.
Что закончилось грандиозным скандалом, поскольку присоединение Крыма к России большинство военных НАТО (в первую очередь – именно многозвёздных генералов-американцев) посчитали недостаточным поводом для на нарушения сложившегося с 1990-х годов Правил «Трёх Нет»: Альянс «не имеет намерений размещать ядерное оружие» на территории новых членов, «не планирует этого», «не видит в этом смысла».
Пентагон долго юлил и оправдывался, сообщив: польская пара истребителей F-16 не были оборудованы системами сброса B61, использовались в составе группы подавления радаров ПВО условного противника для отработки стандартной процедуры SNOWCAT (Support of Nuclear Operations with Conventional Air Tactic), воздушной тактики обеспечения операций ядерных сил с применением обычных вооружений. Дело даже дошло до ООН ...
Единственное, что может настораживать в заявлении неистового викинга Йенса – так откровенный зондаж вопроса «стратегической неопределённости» в отношении России и даже применения ядерного оружия в расширительном толковании программы «Nuclear sharing». Объясню. На данный момент никакое НАТО не имеет права принимать решения даже по покраске американских авиабомб В61, к хранилищам спецбоеприпасов с метлой для уборки листвы не смеет приблизиться даже местный генерал. Кстати, все боезаряды по протоколам находятся в состоянии «полной боевой готовности», а процедура открытия хранилищ и подвеска оных на специальные самолёты – отточена.
Американцы осторожно тыкают слегой в трясину, старательно пытаясь нащупать спасительную сухую кочку, когда можно переложить ответственность за возможное использование тактического ЯО (если потребуется) на абстрактное НАТО. Само собой – оперативное командование в Европе, поскольку белый и пушистый Гегемон здесь ни при делах, так решили союзники исходя из текущего состояния угроз. Решение было коллегиальное, а миролюбивый Вашингтон даже «против» выступал. Или «воздержался». Вот к чему клонится вся эта риторика и пляски по расширению программы «Nuclear sharing», на которую облизываются поляки и прибалты.
И чем ближе момент падения киевского режима, чем бесполезнее проводимые Саммиты Мира – тем сильнее будут размываться «красные линии», дабы запутать Москву в источниках исходящих угроз. Как это уже происходит с разнообразными «коалициями желающих»: артиллерийскими, танковыми, авиационными, по отправке инструкторов или наёмников, выползающих из-под юрисдикции Альянса своими частными инициативами эскалации.
Теперь вот будут «консультации» по тактическому ядерному оружию, чтобы бессмысленные лимитрофы имели возможность тявкать из прихожей, якобы обладая правом голоса. А озабоченный Гегемон, тяжело вздыхая, «пошёл навстречу растущим тревогам союзников, опасающихся неспровоцированной агрессии России». Или Китая. Или КНДР. Отличная схема, раскрытая в прошлом году на Саммита G-7 в Хиросиме, когда собравшейся шайке повелителей мира было зачитано Обращение Европейской сети Лидеров, отставных политиков, военных, действующих общественных деятелей.
С требованием перестать накручивать спираль эскалации и немедленно вернуть контроль над любыми ядерными вооружениями в рамках двухсторонних и многосторонних Соглашений на площадке Совбеза ООН, дабы в 2026-ом году не дать автоматически истечь Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ-3) 2010-го года. После чего даже эфемерный контроль над ядерным Ящиком Пандоры станет невозможным.
О роли ядерного оружия
Теперь объяснюсь, почему взялся за явно тухлую тему с угрожающим бормотанием норвежской бестолочи, давно мечтающей сбежать с должности в уютное кресло руководителя своего Национального банка. Дело в раскручивающейся истерии и подготовке общественного мнения Запада к некой неизбежности «применения Россией тактического ядерного оружия» на Украине. Как в феврале 2022-го конька оседлали – так и скачут, ежемесячно градус пропаганды поднимая. Увлекая в «дискуссию» даже нашего сдержанного Верховного, вынужденного уже учения нестратегических сил объявлять во всеуслышание, хотя они проводятся регулярно, планово и тихо.
А давеча ещё более осторожный и внимательный к словам заместитель главы российского МИДа господин Рябков буквально выдавил из себя, что «ядерная Доктрина, возможно, будет пересмотрена». В каком из четырёх компонентов – не уточнил, но явно речь идёт не об «агрессии с применением оружия массового уничтожения против самой России или ее союзников». Поставлю на «агрессию с помощью обычных вооруженных сил, которая ставит под угрозу само существование государства». Или «после попыток нарушения функционирования систем связи и боевого управления ядерными силами, которые ведут к срыву ответных действий ядерных сил».
Либо (что давно пора сделать, по мнению диванного стратега) необходимо наконец-то дать чёткое разделение ЯО на «тактическое» («нестратегическое») и «стратегическое». С критериями применения каждого, что в Доктрине России пока отсутствует. Дабы детализировать «военные опасности», которые могут перерасти в «военные угрозы», против которых и применяется наше ядерное сдерживание. В безумном современном мире, где верховодит невменяемый дед с шайкой плутократов-неоконов, пора уже по буквицам прописывать непреодолимые аксиомы и правила. Ранее понятные всем обладателям ЯО.
Напомнить, что даже в разгар настоящего противостояния двух Систем и период однополярного владычества США – вопрос применения ядерного оружия всегда рассматривался с точки зрения военной целесообразности, а дикого информационно-пропагандистского шабаша, творящего сегодня. Даже когда США с треском продували Вьетнамскую Войну 1964-1973 гг., были крайне неуверенны в исходе операции «Буря в Пустыне» 1991-го ... Гегемон мыслил рационально и математически, не решаясь отдать приказ на использование ядерных средств даже в ограниченном применении.
На то есть ряд ограничений. Использовать стратегическое ЯО – выйти за рамки ограниченного регионального конфликта против неядерной державы, применить тактическое в целях устрашения или решения оперативно-тактических задач – подставить под угрозу поражения свои войска, стоящие вплотную к противнику. Во времена Вьетнама вообще не просматривалось целесообразности бомбёжек Вьетконга и даже Ханоя, поскольку логистика Хо Ши Мина была сетевой, а в Персидском Заливе последствия радиоактивного заражения были недопустимыми для союзников США в регионе.
Более того, произвольное использование по разнесённым в пространстве труднодоступным военным целям снимало табу на распространение ядерного оружия в мире, уже во времена Вьетнама (и тем более – войны в Заливе) немало государств находились на технологическом пороге создания своей атомной бомбы. В случае применения американцами своих «ядрён-батонов» против беззащитного противника, не угрожающего напрямую вашингтонщине ... ой, чего бы началось в «международном сообществе».
Например, именно по этим показаниям была отменена уже разработанная до деталей (и принесённая на подпись) операция против Вьетконга 1968-го года, когда коммунисты едва не обрушили сайгонский режим. Президент США Джонсон всего одним своим голосом отмёл возможность применения тактического ЯО, хотя «за» выступали все члены Совета Национальной безопасности и Пентагон. Точно так же поступила Маргарет Тэтчер, когда перепуганные адмиралы Фолклендской операции 1982-го впали в прострацию и требовали разрешения (в случае чего) применить против аргентинских подлодок ядерные глубинные бомбы – штатное оружие, не выгруженное на берег после боевого дежурства эскадры в северных широтах у границ СССР.
Точно таким же образом дискутировалось применение тактического ЯО (неоднократно) в контексте индо-пакистанского конфликта, Исламабад даже заказал американцам боевые расчёты сил и средств, необходимых для остановки массового вторжения индийских механизированных соединений, сплошь состоящих из советских танков и БМП с противоатомной защитой. Математика сообщила: применение ТЯО должно исчисляться массированным ударом сотен и сотен боеприпасов при условии отсутствия противодействия. На том вопрос и закрыли, перейдя на уровень стратегического сдерживания.
А что до наших богоспасаемых широт, то с конца 1970-х годов осуществлялся переход к обучению войск боевым действиям, ведущимся преимущественно без применения ядерного оружия. А если верить советскому специалисту в области военной теории и стратегии генерал-полковнику Данилевичу, то в 1981-ом на уровне Генштаба была принята Доктрина ведения Третьей Мировой вообще без применения ТЯО. Причина проста, подробно описана в трудах военного теоретика и историка, генерала армии Гареева: применение подобных боезарядов в густонаселённой Европе сделает конфликт с НАТО неуправляемым, а эффект применения – ничтожным с точки зрения военно-политических результатов.
Именно поэтому как СССР, так и НАТО уже в конце 1980-х пришли к пониманию: хватит размахивать площадной ядерной дубиной, а необходимо развивать высокоточные конвенциональные системы поражения. Более совершенные разведывательно-ударные комплексы с опорой на инфраструктуру космического базирования. Как только контуры и эффективность подобных средств была доказана на полигонах, немедля в пыльные сейфы упаковались «тактические задачи для ЯО». Поскольку даже приблизительные расчёты показывали: две трети целей, на которые в 1980-х предполагалось тратить «ядрёные батоны» ... можно поражать с помощью неядерного высокоточного оружия.
Выводы
С точки зрения здоровых головой военных людей – современные локальные региональные конфликты не имеют достойных целей для применения тактического ядерного оружия, для их поражения есть широкий выбор конвенциональных средств. Поскольку давно исчезли огромные скопления личного состава противника, бескрайние полигоны накопления военной техники и снаряжения, современные армии перешли на бригадный уровень построения войск, а самые одарённые – даже на батальонный.
Любой сценарий массового применение тактического ЯО (единичные эпизоды смехотворны по эффекту поражения) неизбежно приведёт не к военным потерям противника, а чудовищным жертвами гражданского населения. Большей частью – в перспективе, поскольку создавать выморочные радиоактивные зоны в современных условиях урбанизации и логистической связности регионов ... это вам не пандемия ковидлы, а настоящий психологический надлом и безудержная паника сотен миллионов людей, сметающая любые границы и политические системы.
Поэтому, когда бесполезная говорящая голова Йенс начинает накручивать динамо-машину ядерной угрозы, нужно знать: рассматривается сценарий вовлечения неких государств-участников на стороне Украины с провокативными целями. Очень желающих проверить действие нашей Доктрины ядерного сдерживания в вопросе «агрессии с использованием обычного оружия» против РФ, когда эта агрессия поставит под угрозу «само существование государства». Поскольку в реальности такую опасность создать пока невозможно – на долготерпение Верховного начинают давить психическими атаками бессмысленных персонажей.
Попутно ... угрозами массовых поставок современных тактических летающих платформ (с возможностью использовать их под носители ЯО), уже применяющимися крылатыми и баллистическими ракетами, скорым появлением контингентов «инструкторов» под самыми разными флагами.
К чему всё идёт? К хаосу и созданию идеальной конфигурации «стратегической неопределённости». Недалёк тот день, когда тактические боезаряды США внезапно окажутся в коллективной юрисдикции Европейского командования НАТО, а янки с выражением морды гадящего лабрадора начнут кивать: да, европейская безопасность в случае поражения Украины поставлена под угрозу, сдерживать Россию можно ... как решат сами потенциальные потерпевшие. Какие именно? Да все чохом или вошедшие в программу «Nuclear sharing».
Как реагировать России? Тут позвольте расписаться в полном незнании принципов принятия решений нашим военно-политическим руководством. Оценивающим угрозу национальной безопасности не с комфортного дивана, а по объективным данным всех уровней. Но что очень-очень скоро все пропагандистские помойки Запада заведут пластинку «Киеву необходимы средства ядерного сдерживания» ... можете не сомневаться. Именно для этого невменяемый Столтенберг собрался «устраивать консультации Альянса», прекрасно зная национальную принадлежность ЯО. Клиника...
Исторические напёрстки
Свежие комментарии