На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спички - не игрушка

85 839 подписчиков

Свежие комментарии

  • Константин Дмитриев
    Холокост ? А сколько славян было уничтожено в тот же период времени ?! А среди "поуехавших" и пытающихся учить русски...Евреи обнаружили ...
  • Юрий анин
    Евреи обнаружили ...
  • Борис Выдрин
    Да, харя у джонатана типичного уголовника его породы.Евреи обнаружили ...

Свободно входят в Кремль, командуют республиками или сливаются с местностью. Как в 2025 году губернаторы добиваются “неуязвимости”

Кто-то из страха, а кто-то просто не желая выглядеть дураком. Таких глав политологи называют “тефлоновыми”, то есть неуязвимыми для кадровых революций. “Блокнот” собрал десятку самых неуязвимых глав регионов. И попытался объяснить почему они выглядят незыблемыми, а также что их всё же может “сковырнуть”.

10. Кавказская династия

Больше половины российских губернаторов – это люди, о которых страна ненадолго вспоминает либо когда их назначают, либо после сообщений об их отставке. Например, кто руководит Пензенской областью? А Карелией? Кроме тех, кто живёт в этих регионах, без запинки и поиска в интернете, мало кто сможет ответить сразу. Считается, что такие люди взаимозаменяемы и все на одно лицо, но это не совсем так. Среди них есть руководители которые крепко держат (некоторые считают, что за горло) свои небольшие регионы. Не приносят проблем Москве, не дают туда и каких-то хороших новостей. Зато всегда обеспечивают “правильный” результат на больших выборах, дают удовлетворительные формальные цифры экономического роста и не просят многого взамен. А если всё это еще дополняется тем, что руководимый регион – национальная республика, тут “тефлон” становится “железобетоном”.

Один из таких “слившихся с местностью” начальников – 51-летний глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков. Он руководит этим небольшим (меньше миллиона жителей) и небогатым (традиционно в аутсайдерах по ВРП на душу населения) с сентября 2018 года. Вряд ли россияне помнят что-то ужасное или наоборот очень хорошее из Кабардино-Балкарии за все эти годы. Политические установки из Кремля там выполняются без проблем – единороссы и их кандидаты доминируют на всех выборах. А если надо показать героя СВО среди депутатов – легко подберут подходящего. На выборах 2024 года в парламент республики победил, например, многократно награжденный боец Герман Шевчук. Конечно же, от “Единой России”.

А еще Коков не просто тихий руководитель, но и фактический продолжатель местной управленческой династии. Его отец Валерий Коков руководил Кабардино-Балкарией с 1992-го по 2005-й годы. Его сменил Арсен Каноков, время руководства которого даже оппозиционные СМИ описывали как “анархию”. Вслед за Каноковым, с 2014-го по 2018-й годы республикой руководил Юрий Коков, родственник нынешнего главы региона. А еще генерал полиции и ныне – заместитель секретаря Совбеза РФ. Тишина, спокойствие, династия и очень хорошие родственники в Москве. И ни за какие “губернаторопады” можно не переживать.

Проблемы такие люди как Коков могут создать только себе сами. Допустив, например, разгул коррупции или криминала, как это случилось в соседней Карачаево-Черкесии и местными “баронами” из семьи Арашуковых. Один из них – Рауф, даже был сенатором от этой республики, и силовики его показательно задерживали прямо в здании Совета федерации. Сейчас он отбывает пожизненный срок. Но даже такая ситуация не помешала в 2021 году сохраниться на своем посту тамошнему главе Рашиду Темрезову, управляющему Карачаево-Черкесией аж с 2011 года.

9. “Атомный дед”

Именно так за глаза многие дальневосточные чиновники называют губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко. Ему 64 года, и он возглавил этот богатый нефтегазовыми ресурсами и рыбой регион в 2018-м году. До этого в течение нескольких месяцев в Южно-Сахалинске просто не было губернатора, а обязанности его, без назначения из Москвы, исполняла Вера Щербина. В Кремле не могли определиться с выдвиженцем на столь важный регион – ведь помимо природных ресурсов там еще рядом и Япония, и территориальный спор вокруг Курильских островов. В итоге Сергей Кириенко был вынужден “распечатать” свой неприкосновенный кадровый запас и отправить на Сахалин Лимаренко – на тот момент одного из главных людей в российской атомной отрасли.

Лимаренко не без труда выиграл выборы, но дальше всё пошло в гору. При нём более 90% местных жителей ни под каким видом не собираются рассматривать передачу Курил Японии. Несмотря на санкции и заморозку нефтегазовых проектов вокруг Сахалина, островной регион по-прежнему один из богатейших в стране. А местные СМИ если и критикуют Лимаренко, то не за какие-то глобальные просчёты, а за отдельные “косяки”, которые есть у всех губернаторов. “Тефлон”, подкреплённый личным доверием внутриполитического блока Кремля.

Проблема Лимаренко, по сути, только одна – возраст. В 2024 году он был переизбран на второй срок. Который, скорее всего, будет последним. А почетной пенсии сахалинского главы по его истечению может помешать, разве что, какой-то страшный природный катаклизм. Тем более, что такое в истории Сахалина, к сожалению, уже было. В 2007-м году тогдашний глава региона Иван Малахов лишился должности после того как слишком пассивно помогал пострадавшим от землетрясения, ударившего по городу Невельск. В результате той катастрофы 2 человека погибли, а 8 тысяч остались без крова.

8. “Пионер”

Глава Хакасии Валентин Коновалов в 2018-м году шел на выборы руководителя региона как “манекен кандидата” от КПРФ. Денег на выборы ему не дали, опыта борьбы на таком уровне у 28-летнего тогда коммуниста не было, а победить спокойно должен был матёрый единоросс Виктор Зимин. К удивлению многих, жители Хакасии решили иначе – и опрокинули Зимина вместе с поддержавшими его политтехнологами, делегированными кремлёвскими чиновниками. Коновалов победил, но прощать ему такое никто не планировал.

Первый год руководства Хакасией стал для Коновалова настоящим адом – его “мочили” в СМИ и телеграм-каналах, оппоненты пытались “пришить” ему то коррупцию при выплате премий подчиненным, то якобы имевшее место уклонение от службы в армии. Вдобавок первой же зимой при Коновалове случился коммунальный кризис, который “разруливал” Сергей Меняйло – тогда полпред президента в Сибири, а сейчас – коллега Коновалова, глава Северной Осетии.

Но со временем эти страсти улеглись. А в 2023 году Коновалов вновь выиграл выборы главы, причем так уверенно, что оппонировавший ему было единоросс Сергей Сокол, побывавший и в Госдуме и в зоне СВО, в итоге снялся с выборов и возглавил парламент Хакасии. Республику сейчас не назовешь передовым регионом или примером эффективного управления. Но кое-что делает коммуниста “тефлоновым”. Во-первых, само существование такого главы региона – аргумент о том, что в России сохранилась демократия, а народ способен выбирать себе местного начальника даже поперёк воле Москвы. Витринный образец, можно сказать. Но есть и очень важное во-вторых. “Коновалова просто не за что цеплять. Живёт в скромной квартире, ничего не украл за эти годы. Говорят, что этим он приглянулся Путину, который его не даёт “сожрать””, – говорит “Блокноту” один из сибирских чиновников.

Но крупные катаклизмы всё же могут привести к отставке Коновалова. Такое тоже было. Его однопартиец Сергей Левченко лишился выигранной им на выборах должности главы Иркутской области после того как не смог справиться с последствиями масштабного наводнения. А его место занял единоросс и генерал МЧС Игорь Кобзев.

7. Юное дарование

Другой молодой губернатор, глава ЯНАО Дмитрий Артюхов тоже пришёл к власти в 2018-м году. На Ямале нет прямых выборов губернатора, поэтому через настоящее избрание Артюхов не проходил. Зато есть очень высокая планка требований как от жителей, так и от Москвы. Дело в том, что Ямал и соседний ХМАО – газовые и нефтяные кормильцы России, те самые “Газ-батюшка” и “Нефть-матушка”. Поэтому всякие коммунальные проблемы и управленческие просчёты, которые Москва простит где-то в Кургане, точно не простят в Салехарде.

Артюхов справляется. ЯНАО – самый благополучный регион по всем возможным показателям: от средней зарплаты до обеспеченности социальными услугами. С титанами нефтегазовой индустрии у Артюхова тоже хорошие отношения. Как и с соседями по “тюменской матрёшке”. “Тефлон” на нефтегазовой основе. Чем плохо?

Только амбициями. Уже несколько месяцев ходят слухи, что Артюхову надоело кисточкой подчищать пыль там, где всё и так хорошо работает. И хочется новых вызовов. Поэтому “тефлонового” северного губернатора могут отправить в отставку, разве что, его собственные амбиции.

6. “Татар башлыгы”

Ещё одна возможность стать “тефлоновым” – быть во главе огромной и экономически самодостаточной национальной республики. Как, например, глава Татарстана Рустам Минниханов. Нефтехимия, военная промышленность, сельское хозяйство и растущее четырёхмиллионное население. В Казани уже много лет назад привыкли, что Москва считается с ними. И не лезет назначать туда тех, кого заранее не одобрят татарстанские элиты.

Минниханов – прямой преемник главного регионального политического тяжеловеса 90-х и “нулевых” – Минтимера Шаймиева, создателя современного Татарстана. Которого там до сих пор уважительно величают Бабаем. Минниханову до такого политического веса пока далеко, но он руководит республикой с 2010-го года. И уже через несколько месяцев переутвердится в должности на очередных выборах. Не помешал даже мини-конфликт с Москвой вокруг названия должности главы республики. Минниханов перестал быть президентом, а стал официально раисом Татарстана. Москву это удовлетворило, если забыть что один из переводов слова “раис” – вождь.

“Тефлон” может разрушиться только если этого захотят сами местные элиты. Найдут себе более подходящего “Бабая” или просто глава умудрится рассориться с ними. Пока этого не видно.

5. “Пожарный Путина”

Приморский губернатор Олег Кожемяко стал “тефлоновым” по общей сумме заслуг. Это единственный российский губернатор, который успел поруководить аж четырьмя регионами. И каждый раз оказывался там в критических ситуациях.

В 2005-м он возглавил Корякский автономный округ. А уже в 2006-м участвовал в ликвидации последствий страшного землетрясения, чтобы через год добиться слияния Корякии с Камчатской областью – вместе получился Камчатский край. В 2008-м Кожемяко возглавил Амурскую область, где его предшественник Николай Колесов ушел в отставку после череды коррупционных скандалов. В 2013-м именно Кожемяко был одним из тех, кто спасал Благовещенск и весь регион от последствий разрушительного наводнения.

После этого Кожемяко оказался на самом лучшем счету у Кремля. И когда в 2015-м году силовики задержали тогдашнего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина за коррупцию, именно Кожемяко возглавил этот важнейший регион. О том насколько трудно подобрать туда руководителя мы уже описали в рассказе про Валерия Лимаренко. Наконец в 2018-м году Кожемяко спасал Кремль уже от политической катастрофы. По итогам выборов главы Приморского края там должен был победить выдвиженец КПРФ Андрей Ищенко. Провалил те выборы единоросс Андрей Тарасенко, а кампания сопровождалась таким количеством скандалов, что Центризбирком принял решение вовсе её отменить и провести новые выборы. Которые, уже в статусе врио губернатора, выиграл Кожемяко.

После начала СВО Олег Кожемяко – среди передовиков в поддержке российской армии. Он не только многократно лично был на фронте, но и мобилизовал огромные ресурсы Приморья для поддержки бойцов. Ресурсами богата и его семья – компании, близкие семье Кожемяко вместе формируют один из крупнейших рыболовецких холдингов страны. “Его уже давно называют “пожарным Путина”, это уникальный для российского губернатора статус. Никакие “интересанты”, которых вокруг Приморья всегда полно, личное доверие президента не перебьют”, – сказал собеседник “Блокнота”, близкий к правительству Приморья.

4. Новые регионы

Почти непробиваемый “тефлон” получили и главы новых российских регионов – Запорожской и Херсонской областей, а также ДНР и ЛНР. Эти люди не просто сменили страну. За свой выбор они ежедневно подвергаются риску и пытаются в условиях боевых действий обеспечивать жизнь на новых территориях.

К ним стоит добавить и еще одного человека, со старым “тефлоном” – это глава Крыма Сергей Аксёнов. С 2014-го года, с момента воссоединения Крыма с РФ, он не дал Кремлю усомниться в своей лояльности и способности управлять регионом. Более того, именно Крым и команда Аксёнова стали не только военной, но и кадровой базой для новых регионов. Например, в Херсонской области значительную долю руководителей составляют не местные жители или люди, приехавшие из “большой России”, а именно крымчане.

Помимо совсем плохих вариантов вроде действий украинской разведки помешать этим людям руководить новыми регионами дальше может только личное политическое решение президента. Когда от глав “переходного периода” нужно будет переходить к обычным российским технократам. Такое уже было в Севастополе, где на смену героям “русской весны” пришли кадры с “большой земли”.

3. Присматривающий за малой родиной

Петербуржцы много шутят про своего губернатора Александра Беглова. На публике он выглядит и правда неказисто. А то, как он выиграл последние выборы главы Северной столицы, не вызвало вопросы только у наивных. Даже убрав сколько-нибудь статусных конкурентов и оставив совсем уж технических соперников, Беглов не смог набрать даже 60% голосов, показав худший результат единоросса на губернаторских выборах 2024 года.

В отставку слухи “отправляли” его не раз. То после очередной коммунальной аварии в городе (все же помнят “лопату Беглова”?), то из-за жесткого конфликта с основателем ЧВК “Вагнера” Евгением Пригожиным. Но трубы как-то латались, снег таял, а Пригожин – погиб. На месте с 2018-го только сам Беглов. “Это личный доверенный кадр президента. Что до управленческих талантов, то у нас рассуждают просто – вроде управляет, ничего не рушится, погоды не портит. Так зачем трогать и идти к Путину с предложениями о замене его очень давнего знакомого?”, – рассуждает политолог, работавший с Кремлём.

Выйти из доверия Беглов может только совсем уж что-то провалив. Но такой сценарий трудно себе представить.

2. Рамзан Кадыров

Тут, наверное, комментарии излишни. Просто скажем, что Рамзан Кадыров бессменно руководит Чечнёй с 2007 года. За это время он успел полностью подчинить себе республику и создать военные формирования, которые сейчас несут на себе значительную часть боёв в зоне СВО и Курской области. Поэтому все его выпады, даже адресованные первым лицам силовых ведомств, “замечены” Кремлём не будут. Не станет поводом для кадровых решений и история с разделом компании “Вайлдберриз”. А сам Кадыров может открыто искать себе преемника на будущее среди собственных детей.

Помешать главе Чечни еще много лет руководить республикой может его здоровье. В последние годы не раз обсуждалась якобы имеющаяся у Кадырова тяжёлая болезнь. Говорили даже, что он выглядит плохо и нуждается в постоянном лечении. Но в последнее время следов былой болезненности у главы Чечни почти не осталось. Остаётся только извиниться перед Кадыровым – за то что он всего лишь второй.

1.“Отец” Москвы

Но чемпион по “тефлоновости”, по нашей версии, это мэр Москвы Сергей Собянин. Его карьера – это постоянный многолетний рост от чиновника из “тюменской мартёшки” до главы администрации президента и руководителя главного города страны. Именно при нём Москва “похорошела” и продолжает развиваться, как бы кто на эту тему не иронизировал.

Но главное что ему удалось в последние годы – сохранить Москву зажиточной, жизнерадостной и мирной. Городом, в котором СВО как бы нет. “Москва – мирный город. Это главное достижение Собянина”, – хвалится в беседе с “Блокнотом” один из столичных чиновников. Вряд ли кому-то другому хватило бы административного ресурса и авторитета, чтобы этого добиться. А вместе с решением этой задачи – остаться в числе самых доверенных людей Владимира Путина.

Собянин – не тот политик, который в современной России может потерять “тефлоновость”. Скорее, наоборот. Его фамилия постоянно фигурирует то среди гипотетических будущих премьеров РФ, а то и вовсе в числе еще более гипотетических преемников Владимира Путина. Для любого другого чиновника такие авансы закончились бы плачевно. Собянина они только укрепляют. Надёжнее основы даже и придумать сложно.

“В условиях СВО кадровая стабильность - залог связной работы разных уровней власти. Замены в губернаторском ко

рпусе, которые проходили в последние годы, не выглядели нелогичными, и преследовали очевидные цели: или перемещение с повышением (четыре региона в мае-2024), или уход в связи с работой не на том участке (Курск), или в связи с необходимостью незначительно скорректировать баланс внутри элит (Ростов, Тамбов). Только две отставки последнего времени выглядели результатом ослабления местных групп влияния - в Самаре и Вологде. Впрочем, ни у одного из отставников последнего времени не было серьезной опоры. То есть личного опыта (в т.ч. контакта с первым лицом), защиты влиятельных ФПГ, такого козыря, как национальный фактор – желательно в сочетании с руководством сложным регионом в течение долгого времени. Вероятно, к точечным отставкам тяжеловесов в таких условиях могут привести разве что их собственные просчеты”, – уверен собеседник “Блокнота”, близкий к администрации президента.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх