В голове сам собой всплыл старый анекдот:
«… Штирлиц шел по ставке Гитлера и напряженно думал, что же его выдает: то ли звездочка на фуражке, то ли парашют за спиной…»
Те, кто сочинил этот анекдот, вряд ли читали те мемуары, в которых описана до боли похожая ситуация, потому что над Штирлицем потешались в позднесоветские времена, а воспоминания опубликовали, когда Советский Союз закончился целиком и полностью.
Но комизм ситуации получился до боли похожий.
В истории России нашлось место для многих интереснейших персонажей, которых конкретно помотало по свету белому и из стороны в сторону. Василий Витальевич Шульгин – как раз из таких.
В 1925 году он отмочил совершенно отчаянную штуку: отправился в Советскую Россию, с которой продолжал бороться в эмиграции. Причем на тот момент он даже близко не подозревал, что на самом деле вся его нелегальная поездка с самого начала находится под колпаком чекистов и это они ведут его по Киеву, Москве и Петрограду, уже ставшему Ленинградом. В общем, это был на самом деле смелый и рискованный поступок, на который способны далеко не все.
И вот в ходе этой поездки, собираясь на прогулку по Петрограду Шульгин решил, что следует одеться как настоящий комиссар – в кожанку, галифе и так далее. И чуть не спалился именно из-за своего наряда.
Потому что на дворе – конец 1925 года, самый «угар НЭПа», страна стремительно возрождается после двух войн и «военного коммунизма». Идеи загнать всех в коллективизацию и индустриализацию еще нет в принципе, страна и так развивается стремительными темпами. И, само собой, все эти «кожаные куртки и готовность к борьбе и лишениям» отступают в прошлое, в тренде – нормальная жизнь, в том числе одежда, которая как можно дальше от всего, что связано с совсем недавним прошлым.
В результате получилось следующее, как описал прозрение на тему своего наряда, сам Шульгин в своей книге «Три столицы»:
«… Трамвай бежал по мосту, и с него люди на одно мгновение, но с любопытством, взглянули на некоего "последнего из могикан", который одиноко брел вдоль парапета, на комиссарского вида человека, в высоких сапогах, штанах-галифе и синей фуражке с желтым козырьком. Этот вышедший из моды тип, еще хранящий облинявшие заветы коммунизма, был я. О, ирония судьбы…»
Ну как тут не вспомнить про Штирлица :)
А «Три столицы» - как незамутненный взгляд на СССР времен НЭПа – очень хороша.
И снятый в СССР в 1965 году фильм «Перед судом истории», в котором специальный гость XXII съезда КПСС Василий Шульгин оторвался над своим оппонентом по полной программе – тоже.
Свежие комментарии