Вице-спикер ГД от ЛДПР Борис Чернышов предлагает обратить внимание на новую тенденцию в молодежной среде - NEET или "ни-ни". Ни учиться, ни работать.
"В последние годы мы сталкиваемся с тревожной тенденцией. Почти каждый десятый россиянин до 24 лет не учится, не работает и даже не собирается. За рубежом таких «отказников» называют NEET. Если по-русски — поколение «ни-ни».
Обычно они живут за счет родителей, бездельничают и часто сами диагностируют у себя различные заболевания, которые якобы и препятствуют социализации или трудоустройству.
Считаю, что нам нужно разработать программу поддержки молодежи. Открыть центры бесплатной психологической помощи. Начать борьбу с мифами о психических расстройствах. Усилить раннюю профориентацию в школах.
Предлагаю создать межведомственную рабочую группу, которая займется разработкой программы. Направил запрос в Минздрав . Пора решить вопрос с «растерянным» поколением".
По этому поводу хотелось бы заметить, что профориентация и психологическая помощь лишней не будет, но стоит задуматься о связи данного явления со следующими поветриями в нашей жизни:
1) Модное воспитание "принцессок" и "маменькиных пирожочков", которых всячески оберегают от любой работы, потому что нельзя, чтобы деточка устала.
Сюда же убеждения некоторой части родителей в том, что "какой смысл ребёнку работать, если максимум, чего он может так добиться - это квартира в ипотеку и машина в кредит".
2) Особенности школьного образования, откуда убрали всякий намёк на дисциплину и ответственность ученика, оценки за поведение и прилежание, а также уроки труда. Не говоря уже про стремление "не наносить ребёнку психологических травм излишними требованиями". Как будто в жизни им никаких психотравм не грозит и готовить детей к тому, как с ними справляться не нужно.
3) Либеральная идеология и производные от неё. Эти мечты про "буду блогером или спецом на удалёнке, стану работать часа 2-3 в неделю и грести деньги лопатой, а жить буду на курорте", получившие распространение в молодёжной среде в последние лет 10.
Про распространённое и навязанное убеждение о том, что успешность - это быть звездой, финансистом, программистом, коучем, адвокатом, менеджером, а в рабочие, инженеры, учёные, врачи, учителя идут только неудачники, тоже не стоит забывать.
Детей нужно готовить к реальной жизни, показывать им, что ничего за просто так в ней не бывает, приучать к труду и необходимости бороться, а также стойко держать удары судьбы. А иначе в лучшем случае получите ещё одного принца Гаутаму. Ну а в худшем - капризных инфантилов или безвольных лентяев.
Это вот так и работает. Посмотрите историю педагогики и найдёте там много примеров подобной взаимосвязи.
На сегодняшний день уровень занятости российской молодёжи составляет 23,6%, тогда как в ЕС — 30% ©
«В России среди молодёжи в возрасте до 24 лет каждый десятый не учится, не работает и не пытается найти работу», —
сообщила заместитель министра труда и соцзащиты Елена Мухтиярова. Она назвала такую молодёжь поколением ни-ни (исп. ni estudia, ni trabaja), его также обозначают аббревиатурой NEET (Not in Education, Employment or Training). Так вот таких людей, по её словам, в России больше, чем в ЕС. На сегодняшний день уровень занятости российской молодёжи составляет 23,6%, тогда как в ЕС — 30%. При этом в отдельно взятой Германии, к примеру, — 47%. К тому же ожидается, что к 2030 году доля самых продуктивных работников в России сократится ещё на 6%. По словам Мухтияровой, это объясняется спадом рождаемости в 1990-х. Но, на мой взгляд, объяснять всё только демографией недальновидно.
Вспомнился один сотрудник 23 лет, которого я взяла на новое направление. Оно могло развиться во что-то значительное, дать ему и большую зарплату, и серьёзные навыки. Но в выходные его направление умирало, хотя должно было жить непрерывно. И как-то на планёрке я мягко обратилась к нему с вопросом: «Почему вы не работаете в субботу и воскресенье?» «Извините, это мои выходные!» — ответил он так, будто я посмела посягнуть на самое его святое, чуть ли не на сакральное. Нет, формально он был прав, это его выходные. Но фактически мы работаем в новостном агентстве, наша работа непрерывна, новости не умирают в выходные, и я также работаю без выходных. Но не потому, что приношу себя на алтарь работы, а потому, что мне психологически плохо от осознания того, что дело стоит. В тот день на планёрке я просто пожала плечами, но свои выводы о сотруднике сделала. В результате дело не пошло, и он ушёл искать новое место, где ему было бы лучше.
Другой мой взрослый сотрудник после того случая стал брюзжать на молодёжь, которая чуть что бежит искать новую работу, как будто её там не ждут такие же трудности. Говорил, что сегодня 20-летние к работе не прикипают, им не стыдно менять её каждые полгода, а когда-то — для наших бабушек и дедушек — это было позором и большое количество записей в трудовой книжке говорило о том, что человек не приживается на одном месте, а значит, с ним что-то не так. Сейчас же иметь много записей в трудовой не стыдно: 20-летние считают, что это не с ними что-то не так, а с работодателем. Я, в принципе, соглашалась с тем, что если с каждой работы убегать от трудностей на новую, то никогда не закалишься и не станешь профессионалом. Но, если верить Минтруду, беготня по работам — это меньшее зло. Есть люди, которые вообще прячутся от работы по домам. И речь не об удалёнке.
Лично я не любитель удалёнки. Считаю, что человек должен приходить на работу, в живое пространство людей, общаться, чувствовать пульс коллектива, а не окапываться у себя в берлоге, где можно есть, ходить в туалет, когда хочешь, садиться за компьютер не умывшись. Дома человек теряет навык социального общения, дисциплину и как работник деградирует. Но после пандемии желающих работать удалённо стало больше.
И дистанционное обучение в школах я считаю злом. Ребёнок теряет навык социализации, он не учится простому человеческому общению, жизни в коллективе. Я видела второклашек в Белгородской области, которые год сидели на дистанте из-за обстрелов, а когда их привели в школу, они терялись, стеснялись, боялись общаться, не знали, что им делать на переменах, плакали и очень просились домой. А теперь представьте выпускника школы, который привык быть дома один с единственным инструментом социализации — соцсетями. Ему будет просто некомфортно в любом человеческом коллективе, и, если ему не помочь преодолеть эту в действительности серьёзную проблему — боязнь людей, боязнь выхода из комнаты, — мы потеряем человека в продуктивном возрасте.
Главный редактор ИА Regnum, писатель, журналист, член СПЧ Марина Ахмедова @Marinaslovo
Свежие комментарии