На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спички - не игрушка

85 843 подписчика

Русская черта. Это и смех, и грех, и прочие пороки и достоинства

Россияне, как известно – это не обязательно русские. Всякий человек может гордиться в пределах России тем, что он казак, башкир или еврей, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют русскими. И для того есть основания: как правило все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.

Россиянам есть чем гордиться: у нас огромная страна, талантливые люди и глубокая литература. Но есть и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше – обязаны их знать.

А потому давайте посмотрим на себя со стороны – со стороны социологии. Какие специфические черты российского менталитета она выделяет?

1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», «не хуже чем у людей», «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна?» Это оборачивается, с одной стороны, отсутствием ментальной независимости: даже всесильный олигарх не смеет показаться в своем кругу без надлежащих внешних атрибутов: дорогих часов, авто и т.п. А с другой – правом любой соседской бабушке высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.

Из той же оперы – понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. Но при этом вам немедленно скажут, если у вас развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также – подмигнут фарами на дороге, чтобы предупредить о встрече с ГИБДД и спасти от штрафа.

2. Исконное стремление «жить по правде» – если даже она не наблюдается в настоящем. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).

За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде вообще не говорится, а в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.

3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому бескорыстные действия отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

Российское – это нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение – и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.

4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. Если на Западе человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны – более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим и просто заговаривать.

5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливость. Приоритет традиционно русского общения – требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие.

Можно обратиться за помощью – скорее всего помогут. Нормально попрошайничать – «добавь на пиво, брат». Но человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение – то ли он больной, то ли неискренний. Тот, кто приветливо улыбается другим – если иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «да», соглашается – лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность – это когда матом! Вот тогда – человеку веришь!

6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по любым вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам на глобальные, философские темы – яркая черта русского коммуникативного поведения.

Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходя от первоначальной темы.

При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. Как сформулировал это качество один английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот – характеристика «бесконфликтный» несет скорее неодобрительный оттенок: «бесхребетный», «непринципиальный».

7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом когда-нибудь». При этом его личная позиция – безответственная: «Нам подарит правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе чиновно-карательного сословия.

8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете – пренебрежительное отношение к политике и демократии как к форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность, что реально люди нигде ничего не решают и демократия – это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти – в силу убежденности, что иначе нельзя.

9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип «не украдешь – не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту – сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта».

При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения – нехорошо, как-то мелочно, нужно «прощать». А когда на этом фоне люди привыкают не уважать законы и от мелких нарушений переходят к крупным – тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.

10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета – любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать только пиратски, платить за лицензионные программы – западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царевну в жены и полцарства в придачу. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью – он исхитрится так, что за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.

11. Забота о здоровье ценностью не является. Спорт – странно; болеть – нормально. Но русский менталитет не допускается бросать убогих, в том числе считается недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» – отсюда созависимость как норма жизни.

12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей; а из людей важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

P.S. За такой во многом нелестный «русский потрет» кто-то, возможно, обвинит автора в русофобии. И напрасно. Автор любит Россию, верит в нее и от души думает о том, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей – наших новых граждан.

Николай Козлов
➡ Источник:
http://publizist.ru/blogs/107374/17733/-

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх