@ Максим Богодвид/РИА Новости
Tекст: Андрей Резчиков
Решение Владимирской области установить запрет на ношение никабов и хиджабов в школах спровоцировало негативную реакцию со стороны части кавказских религиозных деятелей и политиков, среди которых депутат Госдумы от Дагестана Султан Хамзаев. Противники запрета говорят о якобы нарушенных правах на вероисповедание. Эксперты напоминают, что тему хиджабов уже изучал Верховный суд, а критикам следует поменьше «хайповать» на теме.
В четверг в Кремле заявили, что вопрос о запрете хиджабов в школах относится к компетенции региональных властей. Дискуссия по этому вопросу началась после решения министерства образования Владимирской области дополнить типовые требования к одежде обучающихся пунктом о запрете хиджабов, никабов и других элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность учеников.
По словам замгубернатора Владимирской области Владимира Куимова, запрет был введен после обращений родителей для исключения буллинга и конфликтов между учениками. «У нас были разные случаи. Подчеркивают свою религиозную принадлежность. И дело не в школе и в учителях, вопрос среди детей. Дети по-разному реагируют», – сказал Куимов. Разговор о запрете носить нательные крестики чиновник счел неуместным, поскольку они, как правило, находятся под одеждой.
В ответ координационный центр мусульман Северного Кавказа заявил, что запрет направлен на разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. А муфтий Чечни Салах Межиев назвал произошедшее нарушением Конституции. Как заявлял по этому поводу депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов, он намерен добиваться отмены «провокационного приказа». Делимханов счел сторонников запрета никабов и хиджабов «безответственными людьми» и обвинил их в подрыве стабильности общества.
«Звонил Хамзаев. Угрожал. Бывает», – написал Попов в своем Telegram-канале, где также выложил фрагмент эфира, в котором обсуждались высказывания Хамзаева. Попов назвал Хамзаева «хайпожором», который «работает на клики» (ради популярности в интернете – прим. ВЗГЛЯД).
К дискуссии подключились известные общественные деятели. Как отметила в своем Telegram-канале член СПЧ, журналист Марина Ахмедова, хиджаб не является традиционным элементом одежды для мусульманок России – в отличие от платка. По ее мнению, запрет не следует рассматривать как попытку разжигания межнациональной розни. Журналистка считает, что в обычных российских школах атрибутика других религий в глаза не бросается. «Упор сделан на исламскую одежду потому, что именно исламская одежда присутствует в школах как религиозная. Во Владимирской области много детей мигрантов, которые пришли в школы в хиджабах. Хасидов в шляпах как-то не было», – пишет Ахмедова.
Писатель Роман Антоновский выразил мнение, что запрет направлен против радикальных мигрантов, а не против коренных мусульман России. Во Владимирской области, подчеркнул он, где 98% населения – русские христиане, такая мера сделает пребывание радикальных исламистов в стране менее комфортным. «Пусть остаются дома или вообще к нам не едут», – заключил Антоновский.
Ранее против попыток навязать последователям ислама обязательное ношение хиджабов, в том числе в школах, высказывался президент России Владимир Путин. «Хиджабов нет в нашей культуре, в нашем традиционном исламе, – говорил президент. – Зачем нам внедрять чуждые нам традиции? Надо опираться на представителей традиционного ислама».
В экспертной среде отмечают, что люди, критикующие запреты на ношение религиозной одежды, сами порой не в состоянии однозначно сказать, считают ли они хиджаб религиозным одеянием, поэтому меняют позицию в зависимости от ситуации. Кроме того, возмутителен и сам тон критики с их стороны, учитывая слабость аргументов.
«Если раньше на этой теме нельзя было поймать хайп, то сейчас можно.
Соответственно, некоторые люди стали подключаться к дискуссии. Всем ответственным политикам имеет смысл поменьше говорить на эти темы, чтобы не обострять ситуацию. Так устроено медийное пространство. Это как раз тот случай, когда молчание – золото», – считает Олег Матвейчев, зампредседателя думского комитета по информационной политике («Единая Россия»).
Депутат напомнил критикам инициативы властей Владимирской области, что подобные запреты ранее вводили другие регионы России. В частности, в Дагестане и Карачаево-Черкесии временно запретили носить никабы, а в Северной Осетии призвали ограничить его ношение. Некоторые школы в Чечне, на Ставрополье и в Мордовии тоже вводили запрет на ношение никабов и хиджабов. Кроме того, Верховный суд выходил с трактовкой аналогичных инициатив, не найдя в них нарушений. «Наверное, это как-то прошло мимо их ушей, а здесь они решили похайповать», – предположил депутат.
То, что запрет на хиджабы в школах не является чем-то принципиально новым для России, подчеркивает и член Общественной палаты России Максим Григорьев. «Регионы имеют право устанавливать «дресс-код» для образовательных учреждений. Схожие инициативы принимались и в других субъектах, – сказал Григорьев. – Мы не должны выделять одну религию на фоне остальных. Поэтому закон, вызвавший так много споров, ограничивает ношение традиционных атрибутов для любой веры, а не только для ислама».
По его словам, в России школы, колледжи, университеты посещают как христиане, так и мусульмане, поэтому «логично, что в подобной среде действуют определенные ограничения, направленные на достижение равенства всех имеющихся в нашей стране религий». «На права ребенка за пределами учебных учреждений никто не посягает», – подчеркнул эксперт.
Участникам дискуссии следует отказаться от резких выражений «и просто разойтись по углам», добавляет Матвейчев. Это особенно актуально в ситуации, когда внешние противники России прикладывают максимум усилий для провоцирования внутри страны межнациональной и межконфессиональной розни.
Спикер также напомнил, что хиджабы не являются традиционной мусульманской одеждой, а в ряде мусульманских стран и регионов Северного Кавказа законодательно запрещены. «В Турции долгое время действовал запрет на хиджабы еще со времен Ататюрка. Хиджабы запрещены во многих странах. Посмотрите на Среднюю Азию. Пройдитесь по улицам в Узбекистане или Казахстане. Вы обнаружите, что женщины не носят хиджабы, а когда приезжают в Россию, то начинают надевать их, чтобы кому-то что-то продемонстрировать», – отметил депутат.
Собеседник подчеркивает, что ограничение во Владимирской области распространяется не только на исламскую, как хотят подать ситуацию критики, а на любую религиозную одежду ради обеспечения светского характера обучения. «Чтобы снять эту проблему, нужно вводить школьную форму, которая может быть своя в каждой школе. Главное, чтобы внутри класса не было демонстрации различий», – заключил Матвейчев.
Свежие комментарии