Пока в российском законодательстве остаются "серые зоны", помогающие диаспорам. Так вот ФАДН предлагает внести изменения. Но какие именно?
В федеральном законодательстве содержатся лакуны, позволяющие диаспорам в России работать без ограничений, ещё и диктуя свои правила коренному населению. Бреши можно залатать, попутно коснувшись и других не самых удачных формулировок. Заняться этим решило Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН), о чём в беседе с Царьградом рассказал руководитель структуры Игорь Баринов.
Сейчас, объяснил Баринов, иностранцы и лица без гражданства России, которые законно находятся на нашей территории, могут стать учредителями, членами и участниками общественных объединений. Исключение составляют случаи, установленные международными договорами страны или федеральными законами, - это действующее положение ФЗ "Об общественных объединениях". То же самое почти дословно написано в статье 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях (НКО)":
То есть сейчас, если нет специального закона или международного договора, иностранцы могут создавать и вступать в некоммерческие организации. И не важно, работает ли эта организация в сфере защиты природы либо в сфере межнациональных отношений. И не важно, сколько в этой организации уже иностранцев и есть ли там вообще наши сограждане.
Получается "серая зона", которую, впрочем, можно зачистить.
ФАДН предлагает запретить иностранцам создавать этнические НКО, а если такая организация уже есть, то не допускать ситуаций, когда иностранцев в ней станет больше, чем наших, - отметил Баринов.
Да, конечно, обсуждается и полный запрет. Но тогда работать нужно будет в этом разрезе со всеми НКО, а не только с этнокультурными, добавил наш собеседник.
Кроме того, продолжил Баринов, следует подумать и о более чётком формулировании понятия "иностранное финансирование" в случае с НКО. По действующему законодательству некоммерческие организации могут получать зарубежное финансирование. Это не противоречит закону. Но если, получая зарубежное финансирование, они еще и занимаются политической деятельностью, вот тогда они должны быть зарегистрированы как иностранные агенты добровольно. Если они этого не делают, то это за них делает Минюст:
ФАДН предложил очертить рамки иностранного финансирования: только в целях сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, укрепления единства многонационального народа (российской нации), обеспечения межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия. Учитывая, что за иностранным финансированием НКО пристально следят Минюст, Росфинмониторинг и другие контролирующие ведомства, мера не лишняя. Да и не совсем уж бесполезная, - сказал Баринов.
Иностранное финансирование не всегда негативно окрашено. Например, какой-нибудь "центр белорусской культуры в Москве" может получать пожертвования или какие-то материальные ценности (экспонаты, книги) от граждан Белоруссии, добавил наш собеседник. И это не станет проблемой.
Наконец, ещё одна поправка, которую предлагает ФАДН, касается терминологии. Как отмечает Баринов, сейчас в диаспоры "записывают всех, кто не русский". При этом законного - легального - определения диаспоры просто нет. Зато имеется определение национально-культурной автономии.
И есть список этих самых НКА. Их всего-то 1200. На фоне "218 тысяч некоммерческих организаций, из которых, по различным оценкам, осуществляют деятельность в этнокультурной сфере от 3 до 6 тысяч", однозначная идентификация которых затруднительна, попахивает шельмованием. НКА не равно диаспоре, - сказал Баринов. - Что предлагает ФАДН? ФАДН предлагает отмаркировать этнокультурные организации через их названия. Так их можно будет хотя бы посчитать.
Подробно разъяснить предложения Баринов решил из-за их неверной трактовки, отмеченной в публичном пространстве ранее. Теперь всё должно встать на свои места.
Свежие комментарии