На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спички - не игрушка

85 838 подписчиков

Очередному "шедевру" Звягинцева о "путинской России" хотят вручить главный приз в Каннах

"Нелюбовь" Звягинцева претендует на главный приз в Канне

Андрей Звягинцев, Марьяна Спивак и Александр РоднянскийПравообладатель иллюстрацииZUMA WIREImage captionРежиссер Андрей Звягинцев, исполнительница главной роли Марьяна Спивак и продюсер Александр Роднянский на премьере фильма "Нелюбовь" в Канне 18 мая

70-й юбилейный Каннский кинофестиваль только начался, но уже после первого же дня конкурсных показов выявился, по мнению многих наблюдателей, фаворит - фильм "Нелюбовь" российского режиссера Андрея Звягинцева.

Так, по крайней мере, считает кинокритик лондонской Evening Standard Дэвид Секстон.

"Нелюбовь" установила высочайшую планку для фестиваля", - написал он в завершение своей пятизвездочной рецензии на фильм.

На любой здравый взгляд, подобного рода прогнозы звучат явно преждевременно. Фестиваль только начался, и в борьбе за "Золотую пальмовую ветвь" вместе с "Нелюбовью" участвуют многие интереснейшие картины самых титулованных режиссеров.

Обладатель Оскара за блестящую стилизацию "Артист" Мишель Хазанавичус покажет фильм "Грозный". Лидер европейского арт-хауса Михаэль Ханеке привез в Канн картину "Хэппи-энд". Еще один недавний оскароносец (за картину "Кэрол") американец Тодд Хейнс представит свой новый фильм "Мир, полный чудес".

Уверенно набирающий репутацию в мировом кино Сергей Лозница покажет экранизацию Достоевского "Кроткая". А София Коппола погрузила свое "Роковое искушение" во времена гражданской войны в Америке.

Итог конкурса будет известен только через две недели - в воскресенье 28 мая. Пока невозможно сказать, какой успех ждет драму российского режиссера о стоящей на грани не только распада, но и духовного, нравственного коллапса простой российской семье.

Сюжетная завязка состоит в том, что в семье, где родители в преддверии развода откровенно не любят не только друг друга, но и своего 12-летнего сына, мальчик убегает из дому. Поиски его и составляют, собственно, основное содержание картины.

Критики уже сравнивают ее с такими шедеврами мирового кино, как "Приключение" Микеланджело Антониони, "Сцены из супружеской жизни" Ингмара Бергмана и "Скрытое" Михаэля Ханеке.

Пока же предлагаем вашему вниманию несколько выдержек из статей британской и американской прессы о фильме "Нелюбовь".

Газета Guardian:

"Нелюбовь" Андрея Звягинцева - жесткая, загадочная и пугающая история духовной катастрофы. В ней есть гипнотическая напряженность и невыносимая двусмысленность. Это история современной России, где люди живут во власти безжалостной и неумолимой силы. Это мир без любви, как планета без средств для поддержания человеческой жизни. Это место, где обычная необходимость выжить мутировала в нескончаемую погоню за статусом, деньгами, свободой найти второй брак, который принесет новую квартиру, секс, роскошь и самоутверждение в соцсетях. И в основе всего - предельно жесткие социальные нормы православия, конформизма и национализма. […]

Любовь может существовать только в правильных условиях. Чтобы она росла, ей нужна почва. Россия в фильме Звягинцева выглядит бесплодной. "Нелюбовь", быть может, не обладает монументальной величественностью его предыдущего фильма "Левиафан" и ближе его едкой семейной драме "Елена". Но высочайший уровень и страсть этого фильма захватывают.

Журнал Hollywood Reporter

В своей опустошительной, тонко выстроенной новой драме "Нелюбовь" российский режиссер Андрей Звягинцев вновь демонстрирует свой поразительный дар конструирования совершенно идеального драматического микромира для иллюстрации патологий, проникших в самую суть российского общества. Как и "Левиафан", "Нелюбовь" отталкивается от истории разрушенных человеческих отношений. Но, как и там, история эта вырастает в притчу об очень многих вещах: о том, как разъединены между собой люди в нашем технологически суперсвязанном мире; о том, как полиция и социальные службы раз за разом не в состоянии помочь самым слабым и уязвимым из нас, взваливая свою работу на волонтеров-общественников, и о том, как боль и издевательство передаются от поколения к поколению. При всей суровости и тяжести темы и сюжета стиль Звягинцева легок, как падающая снежинка или прикосновение скрипичного смычка к струне. Интерес к картине самых серьезных прокатчиков по всему миру гарантирован - вне зависимости от того, что произойдет в Канне.

Газета Evening Standard

Три года назад Андрей Звягинцев потряс Канн своим "Левиафаном" - фильмом о всепроникающей коррупции и безнадеге провинциальной России. "Нелюбовь", хоть политики напрямую и не касается, - еще более мрачное обвинение в адрес этой духовной пустыни. […] Эта Россия посреди оставшейся ей в наследство от советского государства уродливой инфраструктуры обладает всеми атрибутами материального благосостояния: новые автомобили, мобильные телефоны, бесконечные селфи. Но в ней нет сердца, нет души. Звягинцев показывает это с шокирующей формальной очевидностью, с мертвящим спокойствием. В этом лесу деревья повалены, листья с них облетели, а дерево гниет.

Журнал Variety

В истории всегда были и остаются репрессивные режимы, подавляющие свободу кино, но оставляющие при этом крохотное пространство для маневра умным и поэтичным художникам для высказывания того, что у них на уме. Так было в коммунистической Чехословакии в 70-е годы, такая же ситуация и в Иране последних десятилетий. Верно это и для путинской России. Андрей Звягинцев как режиссер не может выступить с прямым, однозначным и незавуалированным обличением коррупции в своем обществе. Однако он может сделать "Левиафан", ставший индикатором духовной температуры погрязшего в пьянстве и вероломстве российского среднего класса. Он также может сделать "Нелюбовь" - фильм, зловещее и оглушающее видение которого обращено не на политическую систему России, а на кризис сопереживания, поразивший сами основы культуры общества.

Газета Financial Times

После "Левиафана" с его беспощадным отражением коррупции в рядах российского чиновничества Звягинцев оказался в центре скандала в России, несмотря на то, что фильм получил государственное финансирование. В новом фильме его критика, по понятным причинам, менее откровенна, но если то, что мы увидели, на самом деле есть воплощение Матери России (а заключительная сцена фильма не оставляет в этом сомнений), то критика эта не менее убийственная. Россия - страна погруженная в себя, одержимая статусом и до опасной черты потерявшая способность к состраданию.

Тот же Hollywood Reporter публикует интервью с продюсером фильма Александром Роднянским, касающееся главным образом отношений авторов фильма с российским государством.

Журнал напоминает, как резко критически отозвался о предыдущем фильме режиссера "Левиафане" министр культуры РФ Владимир Мединский: "Фильмы, которые не просто заточены на критику действующей власти, а откровенно ее оплевывают (это, кстати, неуважение к выбору налогоплательщиков), наполнены духом безысходности и бессмысленности нашего существования, не должны за счет налогоплательщиков финансироваться".

Роднянский рассказал, что после скандала с "Левиафаном" он принял "сознательное решение сделать следующий фильм без какой бы то ни было поддержки со стороны государства".

"Мы не обращались за государственной поддержкой, и никто нам ее не предлагал," - добавил он.

По его словам, со стороны министерства не последовало никакой реакции на включение фильма в конкурс Каннского кинофестиваля.

"По мнению министерства культуры, в культурной жизни страны есть события намного более важные, чем участие российского фильма в конкурсной программе самого престижного в мире кинофестиваля", - с огорчением сказал он.

В российский прокат фильм "Нелюбовь" выходит 1 июня.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх