В течение последних десяти лет китайские интернет-гиганты в значительной степени определяли развитие технологического сектора экономики КНР. Теперь лидерство переходит к производителям электромобилей и аккумуляторов.
Флагманы новой индустрии привлекают средства из суверенных фондов, иностранных партнеров и самых талантливых инженеров.
На волне зацикленности Пекина на создание автомобилей без вредных выбросов электрокары стали светлым пятном в экономике Китая, омраченной проблемами в сфере недвижимости, снижением экспорта и высокой безработицей среди молодежи.По данным инвестиционной компании Preqin, в прошлом году китайские стартапы, связанные с производством электромобилей, включая производителей аккумуляторов, привлекли $15,2 млрд венчурного капитала, что стало рекордом для этого сектора, хотя общий объем венчурного финансирования в стране упал до самого низкого уровня с 2019 года.
Переход к «зеленой» промышленности привел к появлению таких компаний-«гигантов», как BYD и крупнейшего в стране производителя аккумуляторных батарей для электромобилей Contemporary Amperex Technology (CATL). Их стремительный рост напоминает китайский интернет-сектор десятилетней давности.
На протяжении более десяти лет власти стимулировали рост индустрии электрокаров с помощью потребительских субсидий и целевых показателей в области чистой энергетики. В июне этого года Китай объявил о налоговых льготах, оцениваемых на сумму до $72 млрд в течение следующих четырех лет, для стимулирования продаж электромобилей и гибридов. Иностранные автопроизводители и богатые суверенные фонды обратили на это внимание. В июле Volkswagen приобрел 5% акций китайского производителя электромобилей XPeng за $700 млн с целью совместной разработки автомобилей для китайского рынка. В июне фонд, управляемый правительством Абу-Даби, инвестировал более $700 млн в стратегическую долю в китайском производителе электромобилей NIO.
Сейчас КНР является крупнейшим в мире рынком электромобилей. Каждый четвертый новый автомобиль, проданный в Китае в прошлом году, был электрическим или подключаемым, и почти все они были произведены китайскими брендами, либо американским автопроизводителем Tesla, крупнейший завод которого находится в Шанхае. По прогнозам аналитиков, в 2030 году 80% новых автомобилей, продаваемых в Китае, будут электрическими.
Такие китайские бренды, как BYD, NIO и Zeekr от Geely, уже появляются в дилерских центрах Германии, Японии и Мексики. CATL и другие производители аккумуляторов, например Gotion High-Tech, получают глобальные заказы и расширяют производство в Европе и США. «Электромобили – это та область, где можно четко сказать, что Китай занимает лидирующие позиции», – сказал Дэрил Лью, руководитель отдела управления портфелями компании SingAlliance, чей фонд за последний год дважды увеличивал долю акций BYD.
Управляющие фондами говорят, что они уверены в долгосрочных перспективах роста китайской промышленности, учитывая глобальную тенденцию электрификации и скорость инноваций в области автомобильных технологий в КНР. В этом году Китай опередил Японию в качестве крупнейшего в мире экспортера автомобилей, что в значительной степени было обусловлено ростом спроса в России, а также увеличением спроса на электромобили.
Чтобы нарастить производство, производители электрокаров активизировали набор персонала, предлагая более высокие зарплаты для переманивания инженеров, занимающимися алгоритмами, и предоставляя беспроцентные кредиты для удержания талантливых специалистов. По данным китайского сайта по подбору персонала Liepin, в 2022 году число вакансий в этом секторе выросло на 36%, причем компании переманивали специалистов из интернет-компаний.
По словам представителя компании, в 2023 году BYD принял на работу около 31 800 выпускников, причем более 80% из них будут заняты в сфере исследований и разработок.
Свежие комментарии