Причём данным вопросом обеспокоились не впервые. Я вряд ли ошибусь, если скажу, что повышением "привлекательности" занимались примерно всё время с момента создания в России специальных административных районов (САР) в 2018 году. Однако в итоге основным толчком к массовому переходу бизнеса в отечественную юрисдикцию стали западные ограничительные меры.
Кратко напомню, что САР - это территории с льготным налоговым режимом для инвесторов. В настоящий момент у нас существует два САР: остров Октябрьский в Калининградской области и остров Русский в Приморском крае.
Причём условия уже достаточно выгодные. Так, если стандартная ставка на прибыль по получаемым процентам и роялти составляет 20%, а по дивидендам 13%, то в САР она снижена до 5%. Кроме того, процедура редомициляции (т.е. переезд из зарубежной юрисдикции) никоим образом не влияет на возникшие ранее обязательства компании за рубежом. Сжигать мосты никто не требует. Даже право перечисления иностранной валюты со вкладов и счетов за пределами России сохраняется.
Разумеется, за столь щедрые льготы необходимо соответствовать ряду критериев и совершать инвестиции в русскую экономику. Так, компания явно должна не быть фиктивной, а вести в России реальную деятельность. Плюс условием является вложение не менее 300 млн рублей в транспортную инфраструктуру Калининградской области или Приморского края в течение трех лет с момента регистрации. Однако всё равно сниженное налогообложение с лихвой компенсирует подобные "неудобства".
Причём, разумеется, сама идея создания подобных "островков свободы", пусть и с некоторыми вопросами к её создателям, имеет место. Какая-то часть компаний за эти годы, действительно, перешла в российскую юрисдикцию. Так, по данным Минэкономразвития на конец марта 2023 года в САР числится более 170 компаний. Это хоть и капля в море (суммарно речь идёт о десятках тысяч юридических лиц), но лучше, чем ничего.
Однако когда хлынул основной поток переселенцев? Не сложно догадаться, что в 2022 году. Опасения западных рестрикций привели к тому, что многие пожелали вернуться в родные края. Для помощи им в марте был принят соответствующий закон, предусматривающий упрощенный порядок перерегистрации. Как результат мы получили рекордный (относительно результатов прошлых лет) приток компаний - 83 за прошлый и уже 17 за три месяца текущего года. Плюс уже порядка 20 готовятся к подаче документов на перерегистрацию.
Из наиболее актуальных примером можно привести следующие. Сбер перерегистрировал свой "Сбермаркет", резидентами САР ещё несколько лет назадстала алюминиевая En+ и подконтрольная её UC Rusal. Структуры СУЭКа, "Уралхима", Global Ports - крупнейший оператор контейнерных терминалов на российском рынке. Среди обладателей российской прописки теперь можно встретить "Автоваз", "Ленту" или же компанию "Фосагро". Была одобрена руководством редомициляция VK Company Limited. В общем, кто хотел - тот вернулся. И процесс идёт.
Теперь о тех, кто упорно продолжает сидеть в европейских офшорах. Их можно поделить на три категории.
Первые - это олигархи-компрадоры, т.е. откровенные враги, оправдывающиеся перед Западом и занимающие явно антироссийскую позицию. Лисин (НЛМК) Фридман и Авен ("Альфа-банк", X5 Group) Абрамович (Evraz). Так вот тут хоть создавай условия, хоть не создавай - бесполезно. Эти господа свой выбор уже сделали и добровольно никуда не переедут. С ними ни о какой дополнительной "привлекательности" разговора быть не может. Только принудительная национализация.
Вторая - это "колеблющиеся". То есть достаточно крупные, чтобы соответствовать условиям переезда, но по тем или иным причинам этого не делающие. Так вот с ними тоже нянчиться не стоит. За год вполне можно было определиться "с кем вы, мастера культуры". Стимулы были созданы достаточные. Работало совокупное действие российского "пряника" и западного "кнута". Поэтому пора уже свой кнут доставать и принудительно перерегистрировать компании из офшоров в Россию. Однако с полным сохранением права собственности.
Ну и, третья категория, пожалуй, самая многочисленная - "хотят, но не могут". То есть небольшие компании, которые не могут переехать по объективным причинам. Хотя бы потому, что не в состоянии инвестировать 300 млн рублей в экономику регионов расположения САР. И вот как раз им не только можно, но и нужно создавать определенные дополнительные условия для облегчения возвращения в Россию.
Сейчас имеются все условия и возможности, чтобы покончить с офшоризацией русской экономики раз и навсегда. Необходима лишь политическая воля. И это явно тот случай, когда принудиловка пойдёт во благо.
Константин Двинский
Свежие комментарии