На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спички - не игрушка

85 841 подписчик

Свежие комментарии

  • Валерий Дюков
    он имеет право всех расспустить если его не поддержут указ, Ельцин алкаш не подъдерживали сразу писал расспустить это...Громкий скандал: ...
  • Лев Сивохин
    В Единой России немало таких. Остается надеяться, что Путин после вступления в должность наведет порядок в этой парти...Громкий скандал: ...
  • Георгий Корнев
    У неё наверное есть второе филологическое образование, или родственники филологи. Какой она синоним подобрала понятию...Громкий скандал: ...

Почему КПРФ не коммунистическая – и даже не партия вообще

Есть ли в нынешней России коммунистические партии? Иные энтузиасты горячо твердят: «Пусть это плохие, неправильные компартии, но они есть!» И главной среди них называют КПРФ.

Но более здравомыслящие понимают, что организация под названием «Коммунистическая партия Российской Федерации» ни к какому коммунизму отношения не имеет. Даже среди ее сторонников мало кто верит, что она выступает за строительство не коммунистического даже, а хотя бы социалистического общества. И основной причиной голосовать за нее служит вера в то, что эта она хоть как-то склонит власть к поддержанию минимальных социальных норм. Так что в лучшем случае зюгановцев можно считать социал-демократами, но ни в коем случае не коммунистами.

Однако даже подобное представление хромает. Потому что КПРФ – по сути и не партия вообще, хотя зарегистрирована всеми необходимыми органами и имеет все необходимые регалии, чтобы считаться партией. Она включена в «официальную» политическую жизнь страны – и как можно сомневаться в партии, которая прошла в парламент за счет 7 миллионов голосов? «Миллионы леммингов не могут ошибаться!»

Все так, и официально КПРФ, разумеется – партия со всеми привилегиями и возможностями. Однако в настоящем мире все чаще «официальные регалии» вовсе не значат, что за ними стоит что-то реальное. И как под маркой «колбаса» сейчас можно найти нечто сделанное из сои, крахмала и перемолотых шкур и костей, так и под вывеской «партия» чаще всего находится что-то не имеющее отношения к «классическим» политическим партиям.

Ведь партия (оппозиционная) – не просто объединение людей, имеющих партбилеты и даже связанных общими интересами (скажем, «попилить бюджет»). Это прежде всего политическая сила, которая по определению должна иметь целью изменить политическое пространство страны и возможность это сделать (пускай и гипотетическую.) То есть политическая партия обязана существовать не просто сама по себе – а опираясь на некую социальную группу, способную влиять на ситуацию в стране.

Вот тут-то мы и подходим к самому главному вопросу, связанному с КПРФ: «на чем она держится». Иначе говоря, кто выступает этой силой, стоящей за «коммунистами» и осуществляющей их поддержку.

Скажем, кто стоит за ЕР, наверное, понятно всем: крупный российский бизнес, прежде всего топливно-энергетический. С ЛДПР дело уже сложнее. Изначально ее поддерживала часть бизнесменов «второго эшелона», зачастую – криминального характера. Однако большая часть указанного контингента никакими «либерально-демократическими» целями вообще не задавалась, для нее основной целью было получение более прагматичных результатов. (Начиная от депутатской неприкосновенности и заканчивая доступом к «распилу» бюджета.)

Поэтому чем дальше, тем более ЛДПР превращалась из «настоящей» партии в «кремлевский спойлер» для имитации «демократической конкуренции» в политике, когда экономика диктует диктатуру. И сейчас партия Жириновского может рассматриваться как чисто кремлевский проект, который без поддержки нынешней власти быстро рухнет.

Нечто подобное можно сказать и про КПРФ. В том смысле, что эта партия существует лишь благодаря тому, что Кремлю нужна эта видимость «политической конкуренции» для «поддержания лица». Особенно – перед Западом.

Разумеется, «зюганоиды» тоже пытаются найти источник их существования, борясь, как и «либерал-демократы», за право выступать «голосом олигархов второго эшелона». То есть тех представителей более-менее крупного бизнеса, которые почему-либо не вошли в состав «путинского консенсуса». Но этот ресурс весьма ограничен и нестабилен: ведь каждый представитель «второго эшелона» мечтает войти в «первый». И при любой возможности сделает это – кинув всех, кто связывал его с недавним прошлым.

Опытный в политических делах Зюганов и его ближайшие соратники все это прекрасно понимают – и потому стараются не доводить свое «противостояние с властью» до опасного уровня. То есть до реальной угрозы оказаться настоящим врагом власти – и вследствие этого потерять господдержку. (В качестве примера можно привести колебательные движения кандидата-коммуниста на выборах губернатора в Приморье.)

И во всем этом не столько вина «буржуазных коммунистов», сколько проблема российского общества, в котором мелкая и средняя буржуазия крайне слабо развиты по сравнением с буржуазией крупной.

Однако в любом случае именно поэтому нельзя считать КПРФ даже полноценной мелкобуржуазной, социал-демократической партией.

Что же до партии пролетарской, такой в сегодняшней РФ и вовсе быть не может. Причина проста: российские представители эксплуатируемых классов не имеют классового сознания. Никого. Вообще. И потому опираться на «пролетарскую» или даже на «народную» поддержку ни одна политическая сила не может.

Про те же массовые забастовки сейчас даже говорить смешно – за пределы отдельных локальных протестов любое «народное возмущение» в РФ не выходит. Впрочем такое же положение – и на всем постсоветском пространстве.

Возьмем ту же Украину, где дрязги олигархов привели к смене власти и гражданской войне – но ухудшение жизни населения не может привести даже к смене местного начальства. И это показывает разницу меж мощью олигархов – и немощью народа. Так что надо понимать, что несмотря на постоянные заявления тех или иных политических сил об их «народности», ни одна из них на народ всерьез не опирается.

Кстати еще забавный момент: большинство «политических партий» не собирают у нас членских взносов – или собирают их символически. Поскольку даже у людей, вроде бы «вовлеченных в дело», реальные цели крайне далеки от декларируемых. Большая часть активистов идет в политику, чтобы подзаработать; молодежь – потусоваться на халяву, и никто особо платить за это не намерен. В отличие скажем, от Германии, где компартия существует именно на взносы своих сторонников.

Таким образом можно сказать, что основная проблема КПРФ даже не в том, что эта партия не коммунистическая. А в том, что это – и не партия, а довольно специфическое явление, некий артефакт российской политической системы, связанный с ее «родовыми особенностями».

И будь даже Зюганов самым честным и принципиальным коммунистом в мире, он все равно ничего поделать с таким положением вещей не смог бы. Ну, разве что просто распустить свою партию, уйти из большой политики – и сохранить тем свое честное имя. Но не более того.

И, разумеется, все то же самое относится и к другим российским «коммунистическим партиям». Они в ту или иную сторону отличаются от КПРФ, но суть дела остается все в том же. А именно – в России нет сейчас условий, самого фундамента для существования коммунистических или просто рабочих движений.

Будет ли этот фундамент по мере опущения народа в задницу сам себя строить – или найдутся светочи с умом, пристрастием и волей к победе вроде Ленина, которые напишут чертежи – можно лишь гадать.

Пока же факт налицо один: кроме «партии Путина», то есть партии волевых олигархов и безжалостных чиновников в остальной безвольной России объективно некому рулить.

По материалам anlazz
➡ Источник:
https://publizist.ru/blogs/107559/27253/-

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх