На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Спички - не игрушка

85 841 подписчик

Свежие комментарии

  • Василий Топчий
    Такому Вячеславу Кормилицину это не интересно, он против Суровикина.Похоже, Суровикин...
  • ВАЛЕРИЙ ЧИКУНОВ
    А США ещё из какой -нибудь страны выгнать и сразу нашу базу поставитьНаезд Блинкена на...
  • ВАЛЕРИЙ ЧИКУНОВ
    А кроме того покажите договоры с банками и их выполнение . Ну а потом вопрос . Вы с кем ?Наезд Блинкена на...

«И в лесу приходилось ночевать, чтобы дойти до партизан…»

В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины встали все советские люди – от мала до велика. О ратных подвигах красноармейцев пишется много, а вот о том, как участвовали в выковывании Победы подростки, сказано недостаточно. Сегодня постараемся восполнить этот пробел.

Приближается великий, очень значимый для россиян праздник – День Победы. В каждой семье бережно хранятся реликвии и чтят память предков, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Кто-то сражался на фронте, кто-то был партизаном, а кто-то работал в тылу. Но все вместе они ковали и приближали ту, такую долгожданную и желанную Победу. Все меньше остается в живых участников боевых действий, ветеранов той войны. Но для нас они живы, их портреты 9 мая пронесут в колоннах «Бессметного полка» по улицам городов и поселков дети, внуки и правнуки. Этот полк соединяет и цементирует в единое целое сразу несколько поколений, не дает ничего забыть. И в свете нынешних событий теперь уже внуки и правнуки ветеранов войны отправляются на Украину, чтобы помочь в освобождении той земли от нацистской нечисти, защищают священные рубежи нашей Родины от посягательств «недружественно настроенных стран».

В небольшом старинном городе Рославле, что на Смоленщине, живет ветеран Великой Отечественной войны, инвалид первой группы Татьяна Павловна Федоркова. С виду простая, обычная женщина, труженица. Она более 40 лет после войны проработала швеей на швейной фабрике «Восход», выучила мастерству десятки людей. Но история ее жизни, история ее рода очень характерна для нашей страны. Она вобрала в себя те особенные черты, которые как раз и объединяют русских людей, отличают их от других народов и заставляют иностранцев изумляться. Ведь недаром еще в 1866 году Федор Тютчев написал:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить».

Родилась Татьяна Павловна в феврале 1928 года в деревне Клин Якимовичского района Смоленской области. В семье было четверо детей, три сестры Мария, Татьяна и Валентина и брат Володя. Отец работал плотником, мама Капитолина Антоновна растила детей. Но в 1941 году мирная, спокойная жизнь закончилась. Отца Татьяны Павла Прокопьевича 8 июля 1941 года призвали на фронт. Мама с детьми осталась одна. Когда осенью 1941 года Смоленскую область оккупировали фашисты, многим людям пришлось жить в землянках и сараях, в которых раньше держали скот. Некоторые дома сожгли, а из уцелевших домов немцы часто выгоняли людей просто на улицу. В самой деревне Клин, затерявшейся в смоленских лесах, расположились немцы. Многие жители деревни, которые не попали на фронт, ушли в партизаны.

Когда я впервые увидела Татьяну Павловну, то меня поразило ее моложавое лицо и лучистый, ясный взгляд глаз. Вроде бы обычная бабушка и уже прабабушка (у нее четверо правнуков). Но что-то в ней задело меня, трудно даже передать словами, что именно. В этой женщине чувствовалась внутренняя сила, взгляд был одновременно лучистый, но сосредоточенный, ясный и твердый.

Вспоминая прошлое, Татьяна Павловна рассказала, как они вместе с мамой попали под перекрестный артиллерийский огонь. С одной стороны были немцы, с другой – красноармейцы, а они оказались на нейтральной полосе. Тесно прижавшись к земле, лежала их мама, прикрывая собой трехлетнюю Валечку, а рядом все они - старшая Мария, Володя и она, Татьяна.

«Было очень страшно, снаряды летели над нашими головами,- вспоминает Татьяна Павловна. – Земля дрожала, все гудело и гремело… Потом вскрикнула мама, закричал и сразу замолк братик…» - женщина замолкает и смотрит немного в сторону, мимо меня. Вероятно, перед ее глазами в этот момент снова всплыла страшная картина: кровь, застывшие глаза уже мертвых мамы и братика. Всех трех сестер тоже достали осколки снарядов, никого не минули.

«Мама мне нередко рассказывала, как все они попали под обстрел. Трех сестер, перепуганных, израненных, всех в крови подобрали советские солдаты, которые отбили у немцев тот кусок земли, а потом доставили в полевой госпиталь», - вступает в разговор ее дочь Наталья Михайловна, видя, что ее мама замолчала.

Их долго выхаживали в госпитале. Самую младшую Валюшку спасти не удалось, очень страшное ранение у нее было, Мария вскоре попала в другой полевой госпиталь, а Татьяну выходили, буквально вытащили с того света.

«В руки хороших врачей попала моя мама, у нее осколок до сих пор в легких остался, ведь лекарств не хватало, а она выжила, потом несколько дней после выписки из госпиталя добиралась домой. Маме повезло, что ее заметили и подвезли на лошади, ехавшие мимо люди. Им оказалось немного по пути, - добавила Наталья Михайловна, которая как капитан медицинской службы прекрасно понимает, как невероятно трудно приходилось врачам во время войны выхаживать раненых.

Пьем чай, молчим, потом Наталья Михайловна показывает документы, выписки из архивов, фотографии. Протягивает и текст поздравительной правительственной телеграммы на имя ее мамы за подписью заместителя председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации С.И. Неверова, которую Татьяне Павловне вручили накануне.

Воспоминания о войне тяжко даются ветерану. Вернувшись в свою деревню, Татьяне Павловне пришлось жить какое-то время с приютившими ее соседями в землянке, ночевала и в сараях, укрывалась, где могла. А потом в деревню вернулась и старшая сестра Мария, но недолгой была их встреча. Сестре к тому времени исполнилось уже лет 16 и ее, как и более 164 тыс. смолян угнали в Германию…

Однажды к девочке, а в ту пору Татьяне Павловне было 14 лет, подошел бывший колхозный бригадир и попросил отнести еду партизанам. Отряд был в лесу, в нескольких километрах от деревни. Первый раз ее провожали до места встречи.

«Почему именно Вас попросили относить еду? Ходили Вы одна или с подругами? И где продукты брали?» - снова задаю вопрос.

«Не знаю, почему вышли именно на меня. А еду собирали всей деревней, делились, чем могли, а я относила в условное место и отдавала тому, кто приходил. Носила картошку, хлеб, пекли тошнотики. Ходила одна, все скрывалось, немцы в деревне были. Бригадир мне заранее говорил, когда надо будет идти», - тихо отвечает женщина.

«А тошнотики, что это?» – уточняю я.

«К полусгнившей картошке добавляли немного муки, пекли, от них еще тошнило очень, но очень есть хотелось, вот и ели…» - объясняет Татьяна Павловна.

Дочь включается в разговор и дополняет, что, видимо, мама была одна из тех, кто передавал продукты партизанам. Выбирали надежных людей, а тут мать, брат и сестра погибли при обстреле, сестру угнали в Германию, отец на фронте…

Так и ходила к партизанам Татьяна, обычная, простая русская девочка. Она вспоминает, что нередко и в лесу приходилось ночевать, когда относила еду. Часто подолгу ждала в условном месте связного. Сама в партизанском лагере не была. Ходила скрытно, пряталась, на глаза в лесу никому старалась не показываться. Её предупреждали, чтобы никому ничего не говорила. Да и сама она тогда уже прекрасно понимала, что за связь с партизанами расправа у нацистов была одна - жгли дома и расстреливали всех: и малых, и старых. Татьяна тоже очень рисковала своей жизнью…

После тяжелой контузии еще во время войны вернулся с фронта отец, кавалер ордена Красной Звезды. Смоленщина к тому времени уже была освобождена от оккупантов. И вот тогда он, будучи плотником, построил себе дом, стал строить дома и соседям, а дочка ему помогала. Позднее из Германии вернулась сестра. Вышли они замуж, вырастили детей, дождались внуков. И вот теперь ее внук Андрей Кокорев, капитан пограничной службы, участник боевых действий в Чечне сейчас защищает рубежи нашей родины на границе с Эстонией.

Во время дальнейшего разговора выясняется, что статус ветерана войны Татьяне Павловне был присвоен 28 июня 2004 года. И произошло это для семьи совершенно неожиданно. Дочка поясняет, что почти 20 лет назад маму вызвали на медицинскую комиссию. Как потом выяснилось в Рославль пришли документы из полевого госпиталя о ее ранении при боевых действиях и лечении в госпитале во время войны. Позднее эту выписку семья передала в местный музей, где она и хранится. При обследовании подтвердилось, что осколок до сих пор находится в легких. Потом вызвали в военкомат и торжественно вручили удостоверение ветерана войны.

Вроде совсем не велик был вклад этой женщины в нашу общую Победу, как малюсенький ручеек, родничок. Но, как известно, из вот таких ручейков и получаются полноводные реки, которые постепенно набираются сил и порой сметают все на своем пути. Так и в целом в стране, все, чем могли, помогали фронту, сообща ковали Победу: на фронтах, в тылу на заводах и фабриках, в партизанских отрядах. А люди поддерживали, помогали, делали все, что в их силах. И свято верили, что Победа придет, Победа будет за нами! Так и вышло. Правое дело всегда побеждает!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх