Мы привычно ругаем чиновников и, надо признать, за дело. Но я всё же хочу спросить: почему мы никогда не приводим положительные примеры. Я тут случайно нашёл один. Скажите, что я не прав.
Новость дня, которая почти наверняка пройдёт незамеченной на федеральном уровне: губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов после очередной поездки по своего региону уволил начальника окружного департамента транспорта.
За что? Во-первых, за плохое состояние вверенных его попечению дорог. Во-вторых, как подчеркнул губернатор, объясняя свою позицию журналистам,я пришёл к выводам, что у нашего заказчика есть определённая лояльность к подрядным организациям, отсутствует необходимый контроль. Поэтому принято решение буквально сегодня, после подведения итогов поездки, что наш директор дорожного департамента будет отправлен в отставку. Будет новое руководство в отрасли, более жёсткие требования, – так цитирует Дмитрия Артюхова "Российская газета".
Тут, чтобы понимать, что, собственно, произошло, надо сказать три вещи. Рассмотреть вопрос с одной стороны, с другой стороны и с третьей. Коротенько, как говорят начальники старой школы в провинции.
Если щебень кое-где у нас порой
Первое. Начальник дорожного строительства любого российского региона – должность расстрельная. Слишком много возможностей для того, чтобы "порадеть родному человеку". Слишком много соблазнов. А почему? А деньги на дорожное строительство выделяются в России колоссальные. При этом недовольство народа состоянием дорог – привычное. Сколько ни сделай, будет недостаточно. Притом эту работу невозможно закончить, потому что только дилетант считает, что дорога построена, ура, ставим точку. Ни одна дорога не вечна. Ремонт, поддержание в рабочем состоянии в течение гарантийного срока эксплуатации дорожного покрытия, затем строим заново. Дорожное строительство – это, по сути, непрерывный цикл, оно не заканчивается никогда. Добавьте к этому, что в России отнюдь не бесконечное количество материалов, необходимых для дорожного строительства. Собственно, этих материалов всегда и всем дорожникам не хватает.
Губернатор может спокойно, буднично сказать ответственному чиновнику: к сожалению, вы не справляетесь. Фото: Елена Афонина/ТАСС
В первую очередь не хватает щебня. Дефицит щебня нужного для строительства дорог качества таков, что, как правило, он весь раскуплен ещё в начале строительного сезона. Этот дефицит усиливался все последние годы в связи со строительством Крымского моста и трассы "Таврида". То были суперприоритеты отрасли в федеральном масштабе. С точки зрения федерального центра, дорожное строительство где угодно могло подождать – а в Крыму нет.
В этих условиях подрядчики кое-где у нас порой, чтобы соблюсти сроки строительства, ощутимо снижали качество. Нужно быть кристально честным человеком, да что там, нужно быть близким к святости, чтобы в этаких-то условиях... Ну, по крайней мере, так рассуждают некоторые чиновники. Кое-где. У нас. Порой.
Если тундра кое-где у нас порой
Но это только с одной стороны. А с другой стороны, на Ямале ситуация с дорожным строительством ещё сложнее. Объективно сложнее. Настолько сложнее, что при товарище Сталине, например, с этой ситуацией справиться не смогли. Стратегически важная для страны железная дорога, которая должна была связать Салехард и Игарку, так и не была построена. Проект масштаба БАМа был заброшен. До сих пор на Ямале можно увидеть среди девственной, казалось бы, природы участки железнодорожных путей – а на них паровозы. Посреди ничего. Класть дорогу на ненадежную здешнюю почву – страшная и неблагодарная работа.
На большей части территории люди встречаются – иногда. Некоторые из них добывают нефть и газ. Некоторые пасут оленей. Фото: Ася Добровольская/ТАСС
Не только семьдесят лет назад. Сейчас тоже. Несколько дней назад российские СМИ с удивлением повторяли слова руководителя одного из ямальских муниципалитетов. У него дорога пропала. По документам есть, а на местности – нет. Думаете, "всё подрал хомяк"? То есть коррупционер? Злые языки, конечно, так и говорят. Но чиновники говорят другое. Тундра. Дорога была. Некоторое время. А потом ушла в почву.
Стоимость строительства дорог на Ямале – гигантская. Сроки – огромные. Потому что лето короткое. Вот, скажем, участок дороги Салехард – Надым. Конкурс разыгрывался в мае 2020 года. На кону 1,3 млрд руб. и исполнение обещания губернатора открыть в этом году дорогу. Но, правда, не всю с асфальтовым покрытием. Частично с переходным. И не потому, что подрядчики халтурят, а потому, что дорога должна "отстояться". Специфика местности. Полярный круг.
Если качество дорог у нас порой
Дмитрий Артюхов, между тем, обещал в ближайшие годы увеличить финансирование дорожного строительства в регионе в три раза. Частью – за счёт межрегиональной (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) программы "Сотрудничество". Конечно, в таком случае он должен показать, что лично контролирует процесс.
Однако делать это можно по-разному. Можно по отчётам того же дорожного департамента и местных властей. Можно по рассказам очевидцев. А можно лично.
Правда, лично проверить качество дорожных работ на Ямале – это не совсем так же просто, как в Московской области, будь ты трижды большой начальник. Чтобы понять почему, достаточно посмотреть на карту. Людей мало – полмиллиона на весь Ямал. Площадь огромна. На большей части территории люди встречаются – иногда. Некоторые из них добывают нефть и газ. Некоторые пасут оленей. От Надыма до Салехарда дорога очень, очень нужна. Но пока её нет. Ещё нет. Губернатор летает вертолётом.
Кое-где строительство дорог необходимо – но, увы, невозможно технически. Например, дороги Ханымей – Ноябрьск не будет, хотя людям она очень нужна. Губернатор мог бы пообещать. Но предпочёл сказать правду.
А кое-где строительство и возможно, и ведётся. Вот только...
Обещал поделиться с вами впечатлениями от самого проблемного участка Пуровск – Коротчаево. Там в этом году дорожники выравнивают плиты на 26 километрах, только три из них успевают сделать в асфальте. Согласен, что работа неудовлетворительная, если не сказать хуже, – пишет Артюхов на своей странице в социальной сети. Разумеется, это не единственный пример его личной проверки – это просто мне Яндекс в первой десятке ямальских новостей выдал, искать ничего не надо.
Губернатор может по-разному решать такие проблемы. Может "глаза приподзакрыть", "у кого из нас мост не падал", – помните "День выборов"? Может обрушиться с критикой на подрядчика. А может спокойно, буднично сказать ответственному чиновнику: к сожалению, вы не справляетесь. Я видел дороги сам, я говорил с людьми, люди недовольны, так нельзя. Есть дыры, которые не затыкаются только деньгами. Ещё кое-что нужно. Качество управления.
Губернатор мягко (уголовных дел нет) говорит о слишком большой лояльности чиновников к отдельным подрядчикам. И меняет чиновников. И сообщает о том, что в регионе будет создана новая структура управления дорожным строительством.
Кстати, знаете, что важно? На Ямале в этом году нет выборов губернатора. В популизме для Артюхова нет никакого смысла. Так что можно сделать некоторые осторожные положительные выводы. Кое-кто неплохо работает. Кое-где у нас порой. Всем бы так.
Автор: Андрей Перла
Свежие комментарии