Понятно, уважаемая аудитория ожидает обстоятельный разбор происходящего сегодня в Сирии. Вынужден огорчить. Детальный анализ подъедет чуть позже, как рассеется плотная дымовая завеса фейков, недостоверщины, слухов и домыслов, осядут султаны взрывов чудовищной истерики, устроенной очень специфической публикой русского сегмента Telegram.
Пока известно мало, но налицо привычная для Сирии картина: игиловские бармалеи на содержании наших заклятых партнёров (как всегда неожиданно) нанесли разящие удары по расслабленному кальянами воинству Башара Асада в Алеппо.Последнее, в лучших традициях арабского бардака, встало на шлепанцы и убыло, обгоняя собственный визг ... в неизвестном направлении, роняя тяжёлое вооружение, снаряжение и чувство собственного достоинства с нечистотами. Повторюсь, ситуация настолько хрестоматийная и банальная для здешних мест, что приступать к хладнокровному осмыслению обстановки необходимо дней через несколько. Как своё слово скажут не столь пугливые боевые соединения Сирийской Арабской Республики при поддержке России с Ираном. Если к тому моменту такое централизованное государство будет существовать.
Что можно верифицировать совершенно точно, опираясь на достоверные источники: долгие годы существующая и укреплённая дуга разграничения вокруг террористической провинцией Идлиб (гнездо игиловской помойки «Хайят Тахрир аш-Шам*», бывшая «Джебхат ан-Нусра*») рухнула за неполные 30 часов. Практически без боя оставлены укреплённые опорники, места дислокации правительственных частей, позиционные районы для активной обороны. Бармалеи применили свою излюбленную тактику «просачивания» десятками легковооружённых мобильных групп, оказались в глубоком тылу и организовали чудовищный хаос на коммуникациях.
Вторая волна бармалейского воинства без единого выстрела и на большой скорости вышла к окраинам Алеппо, на ночь растворилась в городских окраинах. Ведя разведку, давая целеуказание многочисленным дронам с тепловизорами, срывая любые попытки гарнизона под пологом тьмы собрать мало-мальски боеспособные отряды для контратак с использованием бронетехники. После подхода основных сил джихадистов, небо заполонили малые БпЛА-камикадзе, они сорвали попытки организованного отпора со стороны подходящих войск. В самом городе сопротивления бармалеи не встречали, что наводит на мысли о банальном предательстве.
Из тяжёлого вооружения боевики притащили только «рельсовые РСЗО», кустарные поделки с несколькими направляющими для запуска неуправляемых ракет с пикапов и грузовичков. Бронетехники почти не видно, но скоро появится в товарных количествах, ибо бравые садыки Башара Асада побросали неповреждёнными несколько бригадных комплектов. На дорогах, в самом Алеппо, дюжине мест постоянной дислокации огромного оборонительного района (пока считаю по видео, их может быть больше).
Ошеломительный успех атакующие достигли за счёт отлично управляемой мобильности диверсионных групп, господства беспилотья в «малом воздухе», полной неготовности (нежелании) противника к сопротивлению. Образцово-показательно блокирован передовой и стратегический узел обороны, городок Мараат-эн-Нуман в провинции Идлиб. Там правительственные войска оказали сопротивление, были изолированы, лишены централизованного управления и связи, пока ведут бои в окружении. Явно ждут подхода подразделений сирийского филиала «Хезболлы», неделю назад убывшие в Ливан.
Вторая фаза операции бармалеев (развитие первоначального успеха) пока под вопросом, более определённо можно будет говорить о ходе операции примерно через трое суток, как в бой вступят их резервы. С последней опцией у боевиков большие проблемы, что даёт оставшимся боеспособным соединениям Башара Асада из алавитов, шиитов и союзных курдов провести классическую контрнаступательную операцию на охват, как минимум перехватить инициативу. Пока прояснится ситуация в тылу, ибо забурлило не только в окрестностях Алеппо, но и кое-где по стране.
Тоже привычное дело, хорошо знакомое по 2011-2015 гг.. Разбросанные без всякой системы дивизии и бригады в разных провинциях проходят поэтапные стадии утраты дисциплины и разлагаются, обязательные учения, ротации и маневры не проводятся, оргвыводы по «авторитетным военачальникам» (читай – национально-религиозным авторитетам) не делаются. Самый показательный эпизод прошедших дней – захват военно-воздушной Квейрис. Во время войны сирийские части из алавитов там успешно держались более полугода, нанеся боевикам страшные потери. Сегодня те же самые солдаты просто погрузились в транспорт и убыли без единого выстрела. Разложение.
Оставлю за скобками повествования хроники общей деградации Сирии за последние годы, особенно после 2022-го, как только наша группировка была сокращена до самых минимальных значений и русские офицеры перестали пинать под копчик здешний никчёмный генералитет.
Отдельной статьи вскорости заслужит и многовекторный Башар Асад, откровенно тронувшийся умом. Разогнавший армейский корпус генерала Аль-Хасана Сухеля (по штату именующегося Бригадой Аль-Нимр, «Силы тигра»), одного из немногих толковых и бесстрашных военачальников сирийской армии, ныне имеющего под началом не более батальонной группы спецназа. Срочно прибыв в провинцию Хама, он выяснил, что некем и нечем воевать. Но появилась надежда, данный стратегический пункт получится отстоять. Это неточно, учитывая общий развал всего северного и северо-западного участков фронта, отсутствие самых боеспособных частей «Хезболлы».
Можно косо посмотреть на данное формирование, конечно, ибо поражение всегда сирота и сирийские власти уже начали обвинять в полном разгроме группировки именно шиитов, ушедших сражаться с политическими иудейцами в Ливан и провинцию Эль-Кунейтра (там продолжается наступление Израиля с отрогов Голанских высот). Но вполне резонным будет возразить: как долго господин Асад собирался кататься на русских и персидских шеях. Не выполнив ни одного условия, которые кровью и потом добыли ему наши общие переговорщики. С теми же курдами, если говорить предметно.
Это тоже отдельная тема, как именно проблему арабо-курдской автономии на севере Сирии правительство Дамаска сначала цинично слило, а затем устроило настоящий террор в пограничье, запустив туда отмороженных мухаджиров Четвёртой бронетанковой Дивизии под началом брата президента Махера Асада. Человека смелого и достойного во времена гражданской войны, но слетевшего с катушек на почве ненависти к курдам. Теперь вот хлебает полной ложкой, поскольку в регионе существует только одна сила, способная на равных сражаться с регулярной армией бармалеев Идлиба. И это не Вооружённые Силы САР после ухода «Хезболлы».
Именно через курдов полгода назад поступила информация о готовящемся наступлении «Хайят Тахрир аш-Шам» при поддержке отдельных рот беспилотной авиации ... подготовленных инструкторами ВСУ, оснащённых БпЛА не то израильской разведкой, не то турецкой. Неважно, но ещё в начале лета этого года весь «Сирийский Курдистан» (север и северо-восток страны) ощетинился штыками, готовясь к вторжению. А сирийцы ковыряли пальцем в носу, близко не попытавшись договориться с бывшими согражданами. Ибо невместно, «на Востоке уступки расценивают проявлением слабости».
Это так, но иметь ближнего союзника всегда выгоднее, нежели дальнего. И не понимать, что увязшая в собственной войне Москва больше не сможет держать мощную группировку в Сирии. Как и Тегеран, явно переоценивший свои силы в создании огромной вооружённой дуги Шиитского Полумесяца. Настороживший своими действиями в Ливане, Сирии, Ираке и Йемене очень опасных хищников, способных повторить события 2011-2016 гг. на деньги саудитов и янки.
Пока «ужас-ужас» с военной точки кричать рано, оперативная ситуация для господина Асада складывается не столь катастрофично, как то было в сентябре 2015-го, когда он реально управлял только частью Дамаска и парой изолированных провинций. Фронт вокруг Алеппо развалился, но вскоре бармалеи выдохнутся, тогда и появится возможность верными правительственными частями стабилизировать положение. Всё-таки одно оперативное направление нужно держать, это не семь жутких метастазов образца 2014-2015 гг. «в огненном кольце фронтов».
Опять-таки, говорю без поправки на внутреннее и крайне поганое положение действующей власти внутри Сирии, с момента разгрома игиловцев ставшей жить в разы хуже, нежели во времена лихолетья гражданской бойни.
Первые выводы ...
рискну всё-таки сделать. Потерять за неполные трое суток главный город страны, находящийся в прифронтовой полосе и будучи ещё за полгода предупреждёнными о готовящемся вторжении – это нужно уметь. Не иметь планов по обороне Алеппо, не провести эвакуацию, допустить разгул игиловского подполья в зоне боевых действий ... с точки зрения военной науки вопросов к сирийскому генералитету будет чудовищное количество.
Начиная с проблемы самого существования клоаки террористического анклава в Идлибе. Надежда на «переговоры» с турецким султаном является слабым оправданием, ибо консервировать ядовитый гной для длительного хранения считается верхом клинического идиотизма, если говорить о политике Ближнего Востока. И вообще, любой точки мира. Возможность помножить на ноль «хороших террористов» из зелёных эвакуационных автобусов можно было неоднократно, но Башар Асад решил сыграть в слова, а не силу.
Даже когда ему настоятельно предлагали русские и персидские друзья. Потому полагаться на таких союзников впредь будет большой проблемой. Не хочется говорить слова «нас снова обманули», но формально получается именно так. Лучший друг Реджеп Тайипович с одной стороны и верный партнёр Башар Хафезович – с другой. Первый выпестовал и подготовил целую армию бармалеев через сирийских туркоманов, второй начал вне договорённостей «астанинского формата» вести размашистую внешнюю политику, с головой погрузившись в «соблюдение санкций США». Да-да, официальный Дамаск их свято блюдёт, самозабвенно борясь с «серой контрабандой».
Логика понятная, Дамаск хотел вернуться за стол Лиги арабских Государств респектабельным членом «международного сообщества», но угробить ради приставного стула экономику, выгнать из страны русский и персидский бизнес, продолжить кошмарить курдов, не устранив главную угрозу национальной безопасности страны в провинции Идлиб – не много ли на себя взял ноши сирийский президент? Чрезмерно. Пальцем не шевельнув в реформах федеративного устройства, региональной/муниципальной власти, обороноспособности. Это уже дважды едва не стоило лоскутной Сирии утраты государственности, наступают тревожные времена третьего испытания.
Особенно, если тщательно разгоняемые слухи о попытке государственного переворота в столице окажутся правдой. Пока подтверждений не поступает, «эфир» забит потоками лютой пропагандой и фейками от террористов, начавших качать и русскоязычную аудиторию прекрасно сработанными поделками «репортажей с мест». Но в любом исходе можно уверенно говорить, что пока наблюдается частичная потеря управляемости всем государством. И если господин Асад окончательно не утратил связь с реальностью, ему требуется повторить стратегию 2015-го года. Стянуть к Дамаску все оставшиеся верные войска, просто навести в их рядах порядок, ибо бармалеев не так много, они с каждым часом растягивают свои коммуникации.
Что до наших с Сирией отношений ... подозреваю, их придётся строить буквально с нулевых отметок. Фундамент есть, он зиждется на общем понимании о светском устройстве САР, недопущения разгула терроризма, изгнании из региона американцев и про-турецких сепаратистов. Но господину Асаду (если усидит в своём кресле) придётся немало попотеть, дабы объяснить своим настоящим союзникам в Москве и Тегеране – куда именно его понесло за последние два года. Если быть точным, то в Иорданию и многие столицы Аравийского полуострова. С чего вдруг такие ожидания появились на помощь полных марионеток США и главных спонсоров ваххабизма.
Алеппо был потерян для режима Башара Асада в тот момент, как сирийцы взвалили ответственность за город на шиитские подразделения «Хезболлы», самоустранившись от обеспечения обороноспособности всей провинции. При этом демонстрируя Ирану полную независимость во внешних сношениях. Особенно со столь сомнительными личностями, как турецкий султан и арабские шейхи. Шииты чувствовали себя крайне дискомфортно под Алеппо ещё на рубеже 2023-2024 гг., даже демонстративно покинули город и вывели штаб группировки в Латакию, поближе к нашей военной базе.
Вполне может быть, именно отсюда и начнётся новая попытка спасти «рядового Асада», как только обстановка прояснится, будет проведён полный аудит оставшихся в регионе сил и средств, готовых сражаться. К сожалению, сами сирийцы не горят желанием воевать, но общие стратегические задачи России с Ираном остаются неизменными. Хотим или нет, вновь придётся рубить поднявшиеся головы гидры, заканчивать работу за других.
Страшная угроза террористического интернационала из Идлиба, если ядовитое гнездо не раздавить сегодня – очень скоро припожалует в Среднюю Азию и опять вползёт к нам, как уже случалось на пике могущества ИГИЛ* (* - запрещёно в РФ). Стоит только посмотреть на национальный состав подразделений «Хайят Тахрир аш-Шам*», сегодня заполонивших Интернет стримами и репортажами на русском языке из окрестностей Алеппо, то понимаешь главное. Цена любых переговоров с террористами (их хозяевами) «заморозки и консервации конфликтов» всегда оборачиваются куда большей кровью, нежели можно было пролить, добив гадину в логове. На том пока приторможу, дабы не проводить очевидные аналогии.
Свежие комментарии