На фоне саммита в Казани как- то без особого шума прошла новость о том, что Евросоюз начал с дохода от замороженных российских активов кредитовать под проценты укропию. На этот счет только наш министр финансов Силуанов что-то неразборчиво буркнул – мол, мы тоже. Однако здесь ситуация намного интереснее, если вынести игру за скобки отношений Запад-Россия.
Запад начинает нарушать один из важнейших собственных догматов - государственные долги нужно платить. Если он начинает пользоваться нашими активами, то, очевидно, платить нам они не собираются. Ну или рассчитывают, что смогут не заплатить. Однако, как показывает стремительная история последних десятилетий, даже если ты гегемон, любой твой шаг это прецедент. Сначала было Косово, а потом Крым. Сначала был российский долг, а потом, видимо, американский.
Дело в том, что не только Америка всем должна. Но и Америке должны кое-что. Об этом на Западе не любят говорить, но все союзники гегемона должны ему огромные деньги. Причем такие, что вернуть их практически не реально. И при этом они активно продолжают наращивать эти долги.
Например, Израиль и Англия. Это, правда, долги между своими – как-нибудь сочтутся. А есть долги, которые имеют очень большую чувствительность к изменению международной обстановки.
Например, Китай должен США больше триллиона долларов (в реальности даже еще больше, но нас интересует этот конкретный триллион). Этот долг образовался очень давно: сначала была Китайская Республика, потом на ее месте сформировалась нынешняя КНР, и предыдущие власти сбежали на остров Тайвань, став тем самым островом. И это именно островитяне назанимали на триллион. А повесили его на коммунистов - Китайскую народную республику.
Современный Китай в рамках процесса сближения с США при Ден Сяо Пине признал этот долг за собой, но с условием, что США признает Тайвань частью КНР и, что важнее всего, вернет его. Именно на этих условиях - признание безнадежного долга США и начали вкладываться в экономику Китая. История это не очень публичная, в нашем информационном пространстве вообще очень мало об этом говорят, но, судя по всему, китайцы жестко увязали выплату долга с возвращением Тайваня в рамках политики одна страна две системы.
Именно таким образом был выплачен долг Гонконга Великобритании. Там тоже была немаленькая сумма, но китайцы начали ее выплачивать только после 1986 года, когда начался реальный процесс возвращения Гонконга. По мере выплаты долга английские институты потихоньку сворачивались, а на их место приходили китайские.
В случае с Тайванем американцы попытались всех обмануть. Они крутили-вертели хвостом, признавая формально суверенитет КНР над Тайванем, но в реальности не спешили возвращать остров. Пока при Байдене окончательно не был взят курс на полную независимость острова. Китай тут же заморозил любые переговоры по выплате долга. Американские банки, которые скупили этот долг в предвкушении больших барышей, взроптали.
Однако Си Цзиньпин, судя по всему, уперся - нет Тайваня, нет триллиона. А США уже откровенно начало готовить остров к войне. Американцы надеялись выиграть это противостояние с Китаем и затем заставить выплатить все сполна.
Но это было все до бездарной украинской авантюры. Когда случился конфуз с укропами, оказалось, что гегемон вообще не гегемон, а так себе - это самое на палочке. Максимум поставщик металлолома на лбс.
Всем своим западным стадом из самых ВВПешных экономик мира они не смогли задавить одну единственную «бензоколонку». Вот тут-то китайцы и поняли, что если объединиться с этой самой «бензоколонкой», то можно вообще триллион себе оставить вместе с Тайванем.
И теперь, представьте, аккурат на Казанском саммите, когда Путин, Си и Моди делят будущий мир, американцы начинают нарушать свои же незыблемые правила, по которым китайцы обязаны были отдать тот самый триллион. То есть создали прецедент не только для Китая. А вообще для всего мира.
Теперь достаточно сказать - США фу какие нехорошие, права коммунистов, к примеру, не защищают, и можно не платить.
А что США может сделать, когда Китай чаи пьет за одним столом с Россией?
Прибежать на саммит БРИКС и объявить себя страной, исторически страдающей от злобного Запада? Видимо, с казанского саммита это теперь входит в первичную опцию – вместе с БРИКСом получаешь финансовую независимость. Учитывая, что, судя по всему, ведущие правительства БРИКС признали уже факт финансового краха США неизбежным, это очень привлекательная история.
Марат Хайруллин
Свежие комментарии