Президент Польши Анджей Дуда объявил Россию «ненормальной страной — агрессором». Таких скандальных высказываний в адрес России польские власти не позволяли себе уже давно. Вероятно, в этот раз Дудой двигали досада и глубокая обида на президента США Джозефа Байдена, который прямо предпочел интересам Польши интересы Германии, заявив, что Вашингтон не хочет подрывать отношения с европейцами санкциями против газопровода «Северный поток — 2».
Сказать американским покровителям все, что они думают об их предательстве, в Варшаве не могут, поэтому президенту Польши остается отводить душу оскорблениями в адрес России.Президент США Джозеф Байден заявил на этой неделе, что введение санкций против «Северного потока — 2» будет контрпродуктивным шагом. Поэтому Соединенные Штаты от такого шага воздержатся.
Почему санкции будут контрпродуктивны? Вот аргументация Байдена: «Он [«Северный поток — 2» — прим. RuBaltic.Ru] был почти достроен к тому времени, когда я вступил в должность. Я думаю, что введение санкций сейчас было бы контрпродуктивным с точки зрения наших отношений с Европой», — сказал хозяин Белого дома.
Под «Европой» здесь понимается Западная Европа, а если еще точнее, Германия.
«Северный поток — 2» — проект в той же степени немецкий, что и российский. Аналитический портал RuBaltic.Ru много лет писал, что Германии этот газопровод нужен больше, чем России.
Для России Nord Stream — 2 — это не более чем перспективный инфраструктурный проект, запуск которого будет ей выгоден, а блокировка принесет большие денежные потери. У Германии ставки намного выше. Для нее гарантированные поставки дешевого газа по дну Балтийского моря — залог выживания и конкурентоспособности немецкой промышленной экономики.
Вашингтон в этой ситуации выступил в поддержку интересов Берлина, наплевав тем самым на интересы американских союзников в Восточной Европе.
Любо-дорого наблюдать реакцию этих самых «союзников». Реакция эта определяется тем, что никакие на самом деле они американцам не союзники, а вассалы. Критиковать тех, от кого они целиком зависят во внешней политике, восточные европейцы не могут. Называть решения Вашингтона предательством — вовсе недопустимый выпад в адрес синьора.
Поэтому с берегов Днепра и Дуная, Вислы и Влтавы вместо крика доносится болезненный жалобный и тихий скулеж. В Киеве заявили, что Украина будет бороться против «Северного потока — 2» до последнего, до той минуты, пока по «путинскому газопроводу» не пойдет газ. Глава украинского МИД сказал это в ответ на вопрос о решении Байдена и подчеркнул, что те же слова он сказал госсекретарю США Энтони Блинкену.
Оценивать решение Байдена как таковое Кулеба не осмелился.
«Потоки» традиционно принято рассматривать в контексте Украины и ее газотранспортной системы. Однако есть и другие страны Восточной Европы, по интересам которых бьет разрушение монополии на транзит российских энергоносителей.
Это в первую очередь Польша: российский газовый поток в Германию после Украины идет через нее, и польский бюджет от этого транзита имеет немалую прибыль. Поэтому Польша десятилетиями боролась против «потоков» не менее активно, чем Украина. Это Варшаве принадлежит определение еще первого «Северного потока» как «энергетического Пакта Молотова — Риббентропа».
Если для стран Балтии борьба с российско-немецким газопроводом была лишь обслуживанием интересов США по разрыву структурных связей России с Западной Европой и замене российского трубопроводного газа для европейцев американским сжиженным, то у Польши был еще свой непосредственный, национальный интерес. В его отстаивании поляки доходили до попыток таранить судно-трубоукладчик «Фортуна».
Решение Байдена отказаться от санкций против российско-германского трубопровода, под каким углом его ни рассматривай, это предательство Польши Соединенными Штатами.
Если смотреть на это решение как на жест доброй воли Кремлю в преддверии переговоров Джозефа Байдена с Владимиром Путиным, то это предательство Польши в угоду России. Если считать основным мотивом Байдена его продекларированное желание нормализовать отношения с союзниками США в Европе, то это предательство в угоду Германии.
Польша для США, оказывается, менее важна, чем Германия.
Когда президентом США был Дональд Трамп, дело обстояло с точностью до наоборот. Трамп нескрываемо терпеть не мог Германию, со всем своим предпринимательским азартом боролся против «Северного потока — 2», навязывал европейцам сжиженный газ американского производства и видел Польшу главным американским союзником в ЕС после выхода из него Великобритании.
Понятно, почему избрание новым президентом США Байдена польская правящая партия «Право и справедливость» встретила безо всякого энтузиазма. Опасения «ПиС» подтверждаются.
Новая администрация США задела болезненные исторические травмы польских властей, одну из их самых больших политических фобий — предательство Польши западными союзниками, на которых у нее была вся надежда.
Этот страх идет самое меньшее с 1 сентября 1939 года, когда Англия и Франция вроде и объявили Гитлеру войну за нападение на Польшу, но в реальности это была так называемая «странная война», когда боевые действия на западном фронте не велись вовсе. Западноевропейские союзники Польши просто смотрели, как Третий рейх ликвидирует Речь Посполитую.
Послевоенное устройство мира, с точки зрения Польши, тоже было предательством ее англосаксами. В Ялте и Потсдаме Великобритания и США попросту сдали поляков Сталину — отдали Польшу в сферу влияния СССР. Никакая последующая поддержка Западом польской политэмиграции и антисоветского движения в Польской Народной Республике не может компенсировать такой подлости.
В постсоциалистический период ситуация пренебрежения интересами Польши со стороны ее главного стратегического партнера воспроизводится постоянно.
Джозеф Байден с «Северным потоком — 2» не открыл здесь ничего нового. За 12 лет до этого администрация Барака Обамы, в которой «сонный Джо» был вице-президентом, отказалась поставлять в Польшу системы ПРО прямо на юбилей подписания пресловутого Пакта Молотова — Риббентропа.
Понятно, что Варшаву такое отношение бесит. Но понятно и то, что сказать американцам все, что они думают об их поведении, руководители Польши не могут. Они могут огрызаться на Евросоюз, бить тарелки с Германией, но разевать рот на Соединенные Штаты — ни-ни! Потому что Польша лишена суверенитета, подконтрольна Америке и полностью зависит в международной политике от доброжелательного отношения США.
Все, что остается, это срывать злость на каких-то совсем посторонних вещах.
Что и сделал президент Польши Анджей Дуда, безо всякого повода объявивший Россию «ненормальной страной — агрессором».
В реакции и российского МИД, и Кремля на это выступление не Дуды не чувствовалось возмущения или негодования. Разве что сочувствие и жалостливое презрение. Потому что в Москве догадались, с чего вдруг президент Польши, в последнее время старавшийся не делать скандальных заявлений в адрес большого соседа, вдруг ни с того ни с сего психанул.
«Россия — это дружелюбная страна, сильная, уверенная в себе и абсолютно самостоятельная. И, обладая этими качествами, Россия ищет дружественных отношений, взаимовыгодного сотрудничества со всеми соседями, в том числе и с Польшей», — прокомментировал слова Дуды пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков.
Смысл этого ответа — в словах «абсолютно самостоятельная». В этом вся «соль».
Россия суверенна и независима, а Польша — нет.
Поэтому все, что остается ее руководству, — отбрехиваться на более успешных соседей, когда Речь Посполитую в очередной раз предают ее заокеанские покровители.
Александр Носович
Свежие комментарии