А вы, друзья, как ни садитесь...! Авиакомпания Finnair, чтобы остаться на плаву, разрабатывает новую стратегию. Но на её реализацию требуется больше полумиллиарда евро. И не факт, что она поможет выжить. Летать то всё-равно придётся огибая Россию. Так что вопрос: а стоило ли всё это начинать?
Иллюстрация в свободном доступе
Раньше всё было лучше. И вода слаще, и деревья зеленее. И у финской авиакомпании Finnair было уникальное географическое преимущество. И компания сполна пользовалась этим преимуществом, зарабатывая неплохие деньги на транзитных перевозках пассажиров и грузов.
Через Финляндию проходил своеобразный путь "из варяг в греки", а Finnair называла себя связующим звеном между Европой и Азией, поскольку ее рейсы проходили по кратчайшему и самому быстрому маршруту через Россию. Но всякому хорошему когда-нибудь приходит конец. Настиг такой конец и финскую авиакомпанию.
За последние пару-тройку лет она пережила два удара, после которых может уже и не оправиться. В начале 2020 года, когда из-за пандемии коронавируса авиасообщение почти во всём мире было приостановлено, компания понесла первые ощутимые убытки.
Правда, они в какой-то мере были компенсированы государством, что помогло Finnair выжить. В начале 2022 года, когда коронавирусные ограничения начали ослабевать, в компании вздохнули с облегчением. Но радость финнов оказалась преждевременной.
Началась санкционная война и Евросоюз первым делом закрыл своё воздушное пространство для российских самолётов. Россия не осталась в долгу и тоже закрыла своё небо для Европы. В том числе и транзитный коридор. Что опять же больнее всего ударило по финской авиакомпании.
Облёт воздушного пространства России удлинил маршруты полетов между аэропортом Хельсинки и крупными азиатскими городами на 15–40%. И Хельсинки сразу же потерял своё главное преимущество перед другими скандинавскими странами - кратчайшее расстояние до Китая, Японии и Южной Кореи.
Поэтому часть авиарейсов в Юго-Восточную Азию, которые приносили Finnair до 50% прибыли, пришлось отменить из-за резкого увеличения расходов. Ведь теперь путь, скажем, до Японии вместо девяти часов занимает тринадцать. А всё из-за того, что финским самолетам приходится облетать Россию либо через Северный полюс, либо через Кавказ, облетая Белоруссию и Украину.
Получается своеобразный эффект домино: удлинение маршрута привело к повышению расходов на топливо. Согласно отчету авиакомпании, стоимость топлива за последние время выросла почти вдвое, и сейчас на его закупку приходится 55% всех расходов Finnair по сравнению с 30% в декабре 2021 года.
Рост стоимости топлива ожидаемо вызвал рост цены на билеты. Что в свою очередь привело к снижению числа пассажиров. А российские транзитные и прочие пассажиры, которые прежде давали финской компании до 20% загрузки, остались в прошлом. Во многом из-за всяческих препонов со стороны самой же Финляндии,
Вот и приходится Finnair идти на крупные сокращения персонала и сдавать самолеты с экипажами в лизинг другим авиакомпаниям. Кроме того, от закрытия транзита через воздушное пространство России теряет и сама страна. Раньше только за транзит из Амстердама и Копенгагена в Азию Хельсинки получали в казну государства 1,5 млн евро аэронавигационных сборов в месяц.
Прежде чем закрывать своё небо и аэропорты для российских самолётов, финнам надо бы своей головой подумать, а не головой Борреля или Урсулы.
А их новая стратегия просто предполагает добавить рейсы из Европы в сторону Ближнего Востока и Северной Америки. Учитывая конкуренцию на этих направлениях, можно сказать, что финнам там ничего не светит.
Свежие комментарии