Вчера при запуске ракеты-носителя «Союз-ФГ» и транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-10» с космодрома Байконур произошла авария.
Безусловно, случилось из ряда вон выходящее событие, ибо подобное происшествие последний раз имело место 43 года назад.
Тогда корабль «Союз» (7К-Т №39) с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым на борту должен был произвести стыковку со станцией «Салют-4».
Однако вскоре после старта во время включения третьей ступени ракеты произошла авария, и корабль на орбиту не вышел.
«Союз» тогда совершил суборбитальный полет (он длился 21 минуту 27 секунд) и приземлился на горном склоне в безлюдном районе Алтая, недалеко от границы с Китаем и Монголией.
Для того, чтобы добраться до космонавтов, спасателям потребовались почти сутки. Только утром 6 апреля Лазарев и Макаров были эвакуированы с места посадки на вертолете.
Для сравнения вспомним катастрофу шаттла «Челленджер», которая произошла 28 января 1986 года.
Тогда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился на 73-й секунде полёта в результате взрыва внешнего топливного бака, что привело к гибели 7 членов экипажа.
Итак, наша аналитическая группа сразу же после произошедшего приступила к журналистскому расследованию космического происшествия с «Союзом».
Что нам удалось выяснить на этот момент.
11 октября 2018 года в 11:40:15 (МСК) ракета-носитель «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблём «Союз МС-10» стартовала с космодрома Байконур на МКС.
На 165-й секунде была зафиксирована авария носителя, после чего в штатном режиме сработала система аварийного спасения (САС), и капсула с космонавтами на парашюте приземлилась в 25 км от Жезказгана (Казахстан), где её уже ожидали вертолёты Роскосмоса (!).
Космонавт Алексей Овчинин и астронавт Тайлер Хейг, испытав перегрузки 6g, как и планировалось, благополучно вернулись на Землю.
При этом пуск был застрахован и перестрахован страховыми компаниями на общую сумму 70 млн. долл. США.
Так, теперь разложим данное событие и его составляющие на плюсы и минусы.
Плюсы:
- Роскосмос получает полную компенсацию за аварийный пуск;
- Подтверждена надёжность системы аварийного спасения (САС);
- В ближайшее время произойдёт снижение стоимости страховки жизни и здоровья космонавтов при запуске пилотируемых космических кораблей.
Минусы:
- Испуг Тайлера Хейга.
На наш взгляд плюсы явно перевешивают минусы.
Теперь несколько фактов для размышления.
Было официально заявлено, что пуск был посвящен столетию Завода экспериментального машиностроения, г. Королёв, ракетно-космической корпорации «Энергия», на котором изготавливают «Союзы» (!).
Как известно, в течение последних нескольких лет на международном уровне активно обсуждался вопрос безопасности космонавтов/астронавтов при стартах «Союзов», и отдельно ставилось под сомнение качество систем жизнеобеспечения, за которые отвечает «ЗЭМ».
Однако же теперь всё встало на свои места.
«ЗЭМ» наглядно продемонстрировал 100%-ную надёжность своей системы аварийного спасения.
Краш-тест, выполненный Роскосмосом, прошёл на «отлично» и безопасность пилотируемых кораблей «Союз» подтверждена на практике.
При этом необходимо отметить, что Овчинин, в отличие от Хейга, при проведении краш-теста играл в тетрис на планшете и спокойно ожидал момента отстрела капсулы, что косвенно так же подтверждает, что всё шло в чётком соответствии с полётным заданием.
Информация, как вы понимаете, предварительная, но тем не менее полученные данные дают возможность уверенно говорить об успешном проведении Роскосмосом показательного краш-теста с целью демонстрации надежности российских систем аварийного спасения.
Кроме того, вчерашняя демонстрация надёжности российских систем аварийного спасения в значительной мере сдвигает баланс сил на международном рынке услуг по доставке людей в космос.
P.S. Какие автомобили ценятся больше: те, на которых можно ездить со скоростью 300 км/ч, или же те, которые позволяют выжить после аварии? Конечно, те, которые позволяют выжить после аварии. Делаем выводы, друзья.
Гамбит Вепря
Свежие комментарии